Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  I Краевой интернет-конкурс "Творческий учитель - одаренный ученик"  -  Информация для участников I Краевой интернет-конкурс "Творческий учитель - одаренный ученик"  -  методические материалы по организации выявления и сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья  - 

 

методические материалы по организации выявления и сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

  2
Автор: Быкова Анжела Александровна
МБОУ Субботинская СОШ им.Героя Советского Союза С.У.Кривенко
Современные тенденции общественного развития со всё большей очевидностью показывают кризисное состояние как материальной, так и духовной сферы жизни. И если кризис материального производства рано или поздно будет преодолен в силу действия ряда объективных законов, то процесс духовного возрождения общества представляет собой длительный эволюционный путь, затрагивающий в конечном итоге каждого человека. Именно самоценность личности, ее уникальность и неповторимость должны культивироваться с полной определенностью и настойчивостью во всех государственных и общественных учреждениях. И в этом роль системы образования нельзя недооценивать. Поэтому совсем не случайно концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности.
Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними. Данное пособие призвано обеспечить актуализацию проблемы оптимального поиска и выявления юных талантов с ОВЗ, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей к работе с одаренными детьми.

Дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром, таких детей часто называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи. Однако особые условия развития таких детей – наличие того или иного дефекта, напротив, может стать дополнительным стимулом к развитию талантов и высоким достижениям. Выдающийся психолог, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что движущей силой развития личности становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека. В случае благополучного развития эта задача может быть решена двумя способами – путем компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверхкомпенсации, когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которая, казалось бы, должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта. Так, заикающийся человек становится оратором, испытывающий тревогу публичных выступлений и социальной оценки – общественным деятелем или актером, певцом, музыкантом, тотально слепой человек становится талантливым ученым. Талант преодоления определяется готовностью и способностью личности ставить цель и работать над ее достижением, преодолевать препятствия, верить в себя и будущее, уметь сотрудничать с другими людьми, уважать себя и других.





1. Теоретические основы одаренности
Виды одаренности
Проблема одаренности актуальна в течение нескольких столетий, но и до сих пор остается открытой. На современном этапе под понятием «одаренность» принято понимать системное качество психики, которое развивается в течение всей жизни и определяет возможность достижения человеком высоких, необычных результатов и одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
По мнению А.Г. Маклакова: «Одаренность своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения».
В.Н. Мясищев отмечает, что одаренность – это сложная система способностей человека, которая обеспечивает умение продуктивно работать в любой области жизнедеятельности».
Таким образом, под одаренностью следует понимать – совокупность психических свойств, обусловливающих особенно успешное выполнение той или иной деятельности (художественной, музыкальной и т.п.). Отсюда – одаренным является ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
Анализируя понятие «одаренность», исследователи рассматривают его по-разному. В частности, довольно часто поднимаются вопросы о связи одаренности с интеллектом, о роли среды и наследственности в развитии одаренности, о механизмах функционирования творческой одаренности и др.
Поиски причин одаренности берут свое начало еще со времен Античности. Так, Платон утверждал, что способности человека определены природой, а их развитие обусловлено наследственностью. Но была и другая точка зрения, например, Демокрит считал, что человек становится совершенным не от природы, а благодаря воспитанию.
В соответствии с темпами прогресса научной мысли человечества, менялись и развивались взгляды ученых на проблему способностей и одаренности. Рассматривая этот вопрос, Дж. Фримен сделал вывод о влиянии условий воспитания и обучения в семье и в школе на формирование одаренности.
А. Танненбаум определил понятие «одаренность» по пяти факторам:
 высокий уровень общего интеллекта;
 наличие специальных способностей;
 определенные личностные особенности;
 влияние среды;
 счастливый случай.
Ниже, в таблице 1 представим различные виды одаренности и их признаки в определениях исследователей.
Таблица 1 – Виды одаренности и их признаки
Вид одаренности Признаки Автор
Академическая одаренность Академически одаренные дети, как правило, имеют очень глубокие знания, умеют самостоятельно их добывать: сами читают сложную научно литературу, критически относятся к достаточно серьезным научным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют программный и внепрограммный материал. Академически одаренным детям присущи устойчивые интересы, ведь одаренность развивается на основе любимой для ребенка деятельности. Юнг К.Г.

Интеллектуальная одаренность Интеллектуально одаренный ребенок не всегда общается со сверстниками, особенно с теми, кто
интеллектуально недостаточно развит и не имеет никаких интересов. Мясищев В.Н.

Интеллектуально одаренные дети отличаются тем, что они довольно легко решают любые задачи, так как имеют хорошо развитую память, врожденную наблюдательность. Юркевич В.С.

К числу интеллектуально одаренных детей, относятся дети, развитие которых характеризуется, прежде всего, значительным опережением возрастных норм. Панов В.И.
Творческая одаренность Дети с творческой одаренностью отличаются нестандартным восприятием мира, оригинальностью мышления, высокой эмоциональностью. Юркевич В.С.
Ранняя и поздняя одаренность По критерию «особенности возрастного развития» одаренность делят на раннюю и позднюю. Общими ее показателями в психологи считают темп психического развития личности и определенные возрастные
этапы, когда происходит максимальная реализация личности. Миронов Н.П.
Потенциальная Скрытая одаренность, которая не проявляется до определенного времени в успешной деятельности. Ильин Е.П.


Продолжение таблицы 1
Вид одаренности Признаки Автор
Реальная В отличие от потенциальной, реальная одаренность раскрывается в деле, в результатах, продуктах или идеях и непременно связана с личными качествами человека, прежде всего, с мотивацией, которая выражается с помощью эмоционально-волевой сферы Пасечник Л. Д.
Общая одаренность Уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Дружинин В.Н.

Специальная одаренность Качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности. Рубинштейн С. Л.
2.
Специфика детской одаренности
Исходя из определения одаренности, ее особенность в детском возрасте состоит в том , что она в первую очередь рассматривается в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Со временем может происходить угасание признаков детской одаренности и поэтому очень сложно оценить ее устойчивость и давать прогнозы на будущее.
Во-вторых, детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Высокий относительный вес этого фактора может создать видимость одаренности.
Кроме того, значительный уровень обученности может являться результатом созданных благоприятных условий, например, в семье с высоким социально-экономическим статусом.
Все вышесказанное, с одной стороны, говорит об определенной мере условности при оценке конкретного ребенка как одаренного, и с другой, что психологические особенности (память, наблюдательность и т.п.) могут рассматриваться лишь как сопровождающие, а не порождающие признаки одаренности. Поэтому психологические особенности могут служить лишь основанием для предположений, но не для выводов о безусловном наличии одаренности. Аналогичное суждение справедливо и для поведенческих признаков, которые вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях. В этой связи поиск детей с признаками одаренности становится поистине сложной и ответственной задачей, которая в настоящее время не имеет однозначного решения. Тем не менее, проводить эту работу необходимо и поэтому ниже предлагается рассмотреть принципы выявления одаренных детей.
Принципы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения. С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или иного конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг, который должен отвечать следующим требованиям [5, 24]:
1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2. длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в различных ситуациях);
3. анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4. экспертная оценка продуктов деятельности детей с привлечением специалистов в соответствующей области деятельности;
5. выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка);
6. многократность и многоэтапность обследования;
7. диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту
8. использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9. анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;
10. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
Однако здесь необходимо отметить, что проблема выявления одаренных детей связана не только с организацией и проведением психолого-педагогического мониторинга, а в первую очередь с созданием необходимых условий для роста и раскрытия потенциала каждого ребенка, что бы затем выявить как можно больше детей с признаками одаренности.
3.Сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями и ЗПР
Снижение интеллекта – одно из самых распространенных нарушений. Здесь могут использоваться такие понятия, как нарушение или задержка психического или интеллектуального развития, умственная отсталость, заторможенность, тяжелые учебные проблемы. В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) как разновидность дизонтогенеза (В.В. Ковалев) и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций. В МКБ-10 даются лишь общие ориентиры для наиболее адекватной оценки состояния больных. Легкая степень расстройства (F70) диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50-69 баллов, что в целом соответствует психическому развитию ребенка 9-12 лет. Умеренная степень (F71) диагностируется при IQ в пределах 35-49 баллов (6-9 лет), тяжелая степень (F72) – при IQ в пределах 20-34 баллов (3-6 лет), глубокая (F73) – при IQ ниже 20 баллов (ребенок до 3 лет). Чем более выражено расстройство, тем раньше оно обращает на себя внимание. Выявление резко усиливается с началом обучения в школе, достигая пика в 10-15 лет, после чего постепенно снижается. При легкой степени расстройства, несмотря на видимую задержку развития, дети в дошкольном возрасте часто неотличимы от здоровых: они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики минимально. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они осваивают программу 5-6 классов обычной школы, и в дальнейшем могут справляться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Умеренная степень характеризуется заметным отставанием социального интеллекта, что делает необходимым постоянное умеренное наблюдение. Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знакомым местам. При тяжелой форме (тяжелая олигофрения) развитие речевых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде дети, как правило, неспособны к самообслуживанию и общению. Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается возможным ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. При глубокой умственной отсталости (идиотия) минимальное развитие сенсомоторики позволяет в некоторых случаях при систематической тренировке добиться резко ограниченных навыков са- 31 мообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянных уход за ребенком. Элементарное общение возможно лишь на невербальном уровне. Наряду с основными формами интеллектуальных нарушений (олигофренией и деменцией), выделяют пограничную умственную отсталость (В.В. Ковалев). У определенной части детей пограничная интеллектуальная недостаточность является вторичной, обусловленной нарушениями так называемых предпосылок интеллекта (К. Ясперс): памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирующейся личности. В отечественной литературе распространены термины «задержка темпа психического развития» и «задержка психического развития» (ЗПР), предложенные Г.Е. Сухаревой. Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничная интеллектуальная недостаточность». Они характеризуются прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, и имеют тенденцию к компенсации и обратному развитию. В англо-американской литературе пограничная интеллектуальная недостаточность частично описывается в рамках клинически недифференцированного синдрома «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Этот термин с 60-х годов нашего столетия используется для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими резидуальными мозговыми повреждениями. Среди разнообразных проявлений ММД описываются состояния нарушенной школьной адаптации, гипердинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, легкие нарушения познавательной деятельности и др. Если в классе есть ребенок с интеллектуальным нарушением, то максимально связывайте материал урока с практическим опытом и повседневной жизнью ребенка. Адаптируйте задания так, чтобы они соответствовали уровню ребенка с ОВЗ, разбивайте задание на короткие отрезки и учебные задачи, просите других учеников помогать. Не замечайте нежелательных действий, если ребенок делает это с целью привлечения внимания. Хвалите и уделяйте внимание тогда, когда поведение соответствует желаемому. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно- психическими расстройствами 32 (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходимо предъявлять хорошо структурированный материал. Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что то делают неправильно; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя – это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления; требовать структурирования действий.


Приложение
Использование Коллективного способа обучения на уроках в начальных классах.

На протяжении многих десятилетий учителя – как в нашей стране, так и за рубежом – делали попытки наладить сотрудничество школьников в процессе их обучения. Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
В настоящее время идёт модернизация школы. И всё чаще говорят о том, что главная задача школы – не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у них умение учиться, ориентироваться в окружающем мире, использовать полученные знания. Но для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников. В этом нам может помочь технология Коллективного Способа Обучения.
Актуальность данной технологии КСО на уроках в начальных классах направлена на индивидуальное, коллективное, групповое , парное обучение. Коллективный способ обучения строится по системе, где каждый ученик класса выполняет и функцию учителя и ученика.
Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:
- наличие сменных пар учащихся;
- их взаимообучение;
- взаимоконтроль;
- взаимоуправление;
При КСО одновременно несколько учащихся взаимодействуют на всех остальных. Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
- изучение текстового материала по любому учебному предмету;
- взаимопередача текстов;
- взаимообмен заданиями;
- решение задач и примеров по учебнику;
- взаимные диктанты;
- разучивание стихотворений в сменных парах;
- выполнение упражнений в парах;
- работа по вопросникам.

При использовании КСО на уроках формируется следующая система работы: ученик слушает объяснение учителя , самостоятельно учит теорию по опорному конспекту, сдает теоретический зачет.

Работа на уроке строится следующим образом:
ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей. Чем младше класс, тем фрагменты текста должны быть меньше.
Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т. е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого, например, из хрестоматии.
Дети дают название это части и составляют её план. При этом возникает лёгкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания. Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и её план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнёра для работы второй части текста.
В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнёра следит за изложением и поправляет, дополняет. Затем дети прорабатывают вторую часть текста и расходятся, чтобы образовать новые пары по оставшимся частям.
При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, дети сообщают учителю о завершении своей работы. Теперь ребёнок готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.
Проработав все части текста, ученики формируют малые группы по 4-6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передаёт список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно 2-3 человека.
Как в любой технологии преподавания учитель сталкивается с трудностями.
Трудности, встречающиеся при использовании КСО.
1.Учитель при использовании данной технологии не является сторонним наблюдателем. Он должен научиться слушать и слышать  сразу несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять работой в целом.
2.При такой работе одни темы ученик изучает сам, другие ему передают товарищи. Есть опасность недостаточно качественного освоения темы при самостоятельном её изучении, искажение фактов или потере информации при взаимном обучении. Поэтому каждая тема, которая изучается самостоятельно, в обязательном порядке сдаётся учителю. А для предупреждения потери информации необходимо учить детей работать строго по пунктам плана темы.
КСО идеально подходит для работы в разноуровневом классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объёму материала и темпам работы для каждого ученика.
































Приложение №2
Технологическая карта урока по математике , раздаточный материал


Пояснительная записка
Дидактической основой КСО является сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяя обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль учащихся. Данная форма организации деятельности учащихся   позволяет организовать обучение, при котором все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется, не исключается также и индивидуальная работа. Технология коллективного взаимообучения способствует развитию  у учащихся самостоятельности и коммуникативных умений. Работа в парах предполагает такие виды деятельности, как обсуждение какого-либо вопроса, совместное изучение теоретического материала, обучение друг друга, тренировку и проверку. Всё это способствует более качественному усвоению теоретического материала, формированию умений и навыков. Уроки в данной технологии, как правило, рассчитаны на 2 часа.

ФИО учителя Быкова Анжела Александровна
Класс Отдельный класс-комплект
(В данном классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ), в том числе имеющими инвалидность,  в условиях отдельного  разновозрастного класса-комплекта)

ОС (УМК) 1. Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перова .: Просвещение, 2010г.

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Т.В. Алышева «Математика 7» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва: Просвещение, 2006г.

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Эк В.В. Математика, 8 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2018.

Предмет Математика
Тема урока Умножение и деление обыкновенных дробей»
Тип урока Закрепление изученного материала
Планируемые результаты:
Личностные:УУД: формировать устойчивый познавательный интерес, умение работать самостоятельно и в парах.
Метапредметные:
РУУД: Коммуникативные УУД: иметь возможность  вступать в обсуждение, аргументируя свою точку зрения, развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности на основе взаимоуважения к партнёру по работе.
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Предметные:

• Закрепить  правило умножения и деления обыкновенных дробей и смешанных чисел, десятичных чисел
• Применять правило умножения и деления обыкновенных дробей и смешанных чисел при решении заданий.
• Применять правило умножения и деления десятичных дробей
Цель: Закрепить и отработать умение применять изучаемое правило (Умножение и деление обыкновенных дробей»)
Задачи • Основная
1. Закрепление и обобщение знаний по теме: «Умножение и деление дробей».
2. Контроль за уровнем усвоения материала.
3. Применение знаний на практике.
• Развивающая:
1. Развитие интереса учащихся к предмету «Математика»  
2. Развитие индивидуальных способностей учащихся.
3. Развитие памяти, мышления, внимания учащихся.
• Воспитывающая:
1. Предвидеть результат своей работы.
2. Воспитывать культуру общения, аккуратность.
3. Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других
Технологии


Технология деятельностного метода
Технология формирования коммуникативной культуры и навыков сотрудничества
коррекционно - развивающие технологии
технология проблемного обучения
Элемент технологии коллективного способа обучения (КСО:ВТ,ВОЗ)
Оборудование -Мультимедийный проектор;
-Экран;
-Компьютер;
- Слайд-презентация
- Оценочный лист
-Карточки с заданиями для пар сменного состава
Формы работы фронтальная, работа в парах, работа в парах сменного состава, индивидуальная.
План урока:  
1.ВТ
2.ВОЗ
3.Самостоятельноя работа  
Методы постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, словесные, наглядные, практические методы, использование информационных технологий.







Технологическая карта урока
Название  этапа урока





Действия учителя по организации деятельности учащихся Действия учащихся (предметные, познавательные,
Регулятивные) Диагностика
Достижения планируемых результатов урока
1
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. Учитель отмечает отсутствующих. Объявляет, что данный урок будет проходить в форме работы в группах и предлагает учащимся разделиться на  группам по 3 человека (распределение проводилось заранее с учётом пожеланий учащихся и темпа их работы).
Каждому ученику присваивается вариант, соответствующий карточке, по которой он будет работать, выдаются карточки учёта результатов.
Проводится инструктаж учащихся: на столах лежат инструкция, карточки для каждого ученика, контрольные карточки.
Карточки для дополнительной Работы.
Приветствие учителя.
Ребята делятся на группы.

2 Этап нацеливания учащихся на работу

Актуализация знаний, мотивация Объявляется тема урока,  которая записывается на доске и в тетрадях.
Учитель наводящими вопросами добивается, чтобы учащиеся поставили личностные цели.
Учитель: Что вы хотите узнать сегодня на уроке?
Учитель: Чему вы хотите закрепить?
Учитель: Для достижения поставленных целей вы, работая в группе, самостоятельно и при поддержке друг друга познакомитесь с правилом Умножение и деление обыкновенных дробей; научитесь применять это правило, в конце работы  оцените себя и тех, с кем работали. В конце работы вас ждёт тест по изученному материалу. Устно отвечают на поставленные вопросы,
Выполняют задание в рабочих тетрадях
Называют:
Как  умножать и делить обыкновенные и десятичные дроби .
применять данные знания к решению дробей. Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей. Выполнять логические действия. Правильно выражать свои мысли в речи.
Оценивать успешность усвоения материала по данной теме
3.
Работа в группах.
Учащимся предлагается ознакомиться с инструкцией работы в группах.
(Приложение 1)

ВТ
Вопросы:
Сформулировать правило умножения обыкновенных дробей.
Как умножить дробь на натуральное число?
Как поделить обыкновенные дроби?
Какие числа называются взаимообратными?
Как найти дробь от числа?
Как найти число по данной дроби?
Как умножить смешанные числа?

Работа в группе сменного состава.
Учитель предлагает учащимся каждой группы  взять карточку № 1 (Приложение 2), прочитать задание и приступить к его выполнению, В данном задании предусмотрена самостоятельная работа с методическим материалом .
Обучающиеся выписывают  в тетрадь по два примера на каждое правило решения деление или умножение смешенных дробей, десятичных. Далее учащиеся обмениваются теоретической информацией и диктуют друг другу примеры. После работы каждый ученик проводит самооценку степени усвоения учебного материала.
Во время работы групп учитель подходит поочерёдно к каждой группе, прислушивается к беседе, при необходимости включается в процесс работы.
По истечении времени учитель спрашивает, все ли справились с работой и были ли трудности. Ошибки разбираются коллективно. На первом этапе работы каждая группа работает с учебником. Вспоминает правило на умножение и деление обыкновенных дробей . Вслух проговаривая каждый момент правила.
Затем работают в паре по ВТ С помощью вопросов ребята проверяю свои знания по данной теме
Учащиеся работают в паре, задавая друг другу вопросы с карточки

Схема взаимодействия в группах:
1☻     3☻
↕             ↕
2 ☻        4☻

1 ученик в тетради своего напарника записывает и по ходу объясняет решения первого примера, затем напарник решает 2 пример из карточки, объясняя по ходу решение примера.
Далее ребята меняются ролями.

1☻  ↔ Осознать и выработать собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей. Выполнять логические действия.
Правильно выражать свои мысли в речи.




Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей. Эффективно сотрудничать с учителем и товарищами.
Оценивать успешность усвоения материала по данной теме

4
Физкультминутка

5 Работа в группе сменного состава 2 этап:
Учитель предлагает учащимся взять карточку № 2 (Приложение 3) с соответствующим вариантом, прочитать задание и приступить к его выполнению, обращая внимание на то, что меняются собеседники, и  время выполнения работы составляет  8 минут.
В данном задании учащимся предложено по 2 обыкновенных дроби (умножение и деление),деление десятичной дроби  ребятам нужно решить, затем, работая в паре  сменного состава, объяснить и научить (если у напарника возникли трудности) своего напарника решать данные дроби. Проговаривая правило.
После работы каждый ученик проводит самооценку степень выполнения задания, занося результаты в учётную карточку.

Учащиеся работают в паре сменного состава(ученик из первой группы работает с учеником из 2 или 3 группы, ученик 3 группы работает с учеником из 2 группы и тд.) Рассказывают правила и дополняют примерами из своей карточки.

Схема взаимодействия в группах:

1↔    3
  2 ↔   4

Ребята работают по алгоритму. (приложение №4)

Каждое выполненное задание ,ученик помечает в листе учёта. (приложение№5)
Осознать и выработать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей. Эффективно сотрудничать с учителем и товарищами.
Оценивать успешность усвоения материала по данной теме
6 Закрепление Учитель предлагает ребятам на закрепление данной темы выполнить самостоятельную работу (тест)

Учитель выставляет оценку в журнал Учащиеся выполняют задание уже индивидуально .
Эффективно сотрудничать с учителем и товарищами.
Оценивать успешность усвоения материала по данной теме
7 Итог урока
Рефлексия деятельности Учитель возвращает учащихся к целям и задачам, поставленным в начале урока, предлагает учащимся продолжить предложение «Я вс
Разместил  anjela123   30 ноября 2020 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации