Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Краеведение  -  К 200-летию Енисейской губернии Развитие народного образования в Енисейской губернии во второй половине XIX века по материалам статистико-публицистических этюдов С.Чудновского  - 

 

К 200-летию Енисейской губернии Развитие народного образования в Енисейской губернии во второй половине XIX века по материалам статистико-публицистических этюдов С.Чудновского

  0
Автор: Степанов Сергей Григорьевич
МПК им. А.С.Пушкина
Соломон Лазаревич Чудновский родился в Херсоне в еврейской семье. После окончания гимназии в родном городе в 1868 году зачислен в студенты юридического факультета Новороссийского университета; через месяц подал прошение об увольнении и о переводе в Санкт-Петербург, где поступил в Медико-хирургическую академию. В 1874 году он был арестован за антиправительственную пропаганду.   По распоряжению министра внутренних дел от 15 декабря 1880 года освобожден из-под стражи до окончания дела под строгий надзор полиции в Тобольске. По высочайшему повелению 24 декабря 1880 года дело о нем разрешено в административном порядке с высылкою его в распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири для водворения на жительство под надзор полиции в Енисейск. По постановлению Особого совещания от 26 апреля 1882 года в виду «хорошего поведения» Чудновский подлежал переводу в Тобольскую губернию, но просил из-за болезни остаться в Енисейске, чтобы избежать путешествия этапным порядком.
       С конца 1881 года он начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд Чудновский получает премию, а очерки издаются отдельным приложением к «Сибирской газете».
       Отдельная часть работы посвящена развитию народного образования в Енисейской губернии. На первое января 1882 года в Енисейской губернии насчитывалось 59 учебных  заведений, в которых обучалось 2687 человек обоего пола, то есть 1 учащийся на 156 жителей. В 1881 году городское население Енисейской губернии располагало одной мужской классической гимназией в Красноярске, мужской шестиклассной прогимназией в Енисейске, двумя женскими гимназиями в Красноярске и Енисейске, женской прогимназией в Минусинске, учительской семинарией в Красноярске, тремя уездными училищами в Красноярске, Енисейске и Ачинске, пятью приходскими одноклассными училищами, двухклассным училищем в Канске и трехклассным городским училищем в Минусинске. Всего на городское население, составлявшее только 10,6% от общего населения губернии,  приходилось 35,6% всех учебных заведений и 61,5% всех учащихся. Если рассмотреть положение в развитии народного образования по отдельным городам, то на Красноярск приходилось более половины всех городских учебных заведений. Между окружными городами первое место занимал Енисейск, затем Минусинск, на который приходилось 10%  учебных заведений и 12,5% учащихся при количестве населения   16,5% от общего числа городских жителей губерни. Из приведенных данных, становится ясно, что развитие образования по округам, население которых более чем в 9 раз превышало городское, было в значительной степени хуже. По данным Н.М.Ядринцева, приведенным в книге «Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении» (1892 г.), ученики всех сибирских гимназий посословно распределялись следующим образом: дети дворян и чиновников - 495, городских сословий - 184, сельских - 21, из чего следует, что сельскому населению гимназическое образование было практически недоступно.
       К 1882 году во всей Енисейской губернии насчитывалось 39 народных школ, в которых обучалось 1033 ученика обоего пола, что составляло по одному учебному заведению на 9645 человек или по одному учащемуся на 364 ребенка, тогда как в городах на одно учебное заведение приходилось 2242 человека. Кроме того, если на содержание городских учебных заведений отпускалось из Государственного Казначейства более 72 тысяч рублей, то на народные школы всего 930 рублей.
       Если отойти от количественных характеристик к качественным, то картина становится еще более печальной. На страницах периодической печати неоднократно изображался служебный персонал средних учебных заведений: «кутежи, скандалы, взаимные раздоры, интриги за мелкие интересишки - вот к чему сводится вся жизнь насаждателей нашего просвящения». В большинстве своем педагогический персонал состоял из людей пришлых, стекающихся из разных уголков России ради карьеры и заработка. Образовательный ценз этих людей, в большинстве случаев, был крайне низким, люди с университетским образованием были крайне редким явлением. Вот воспоминание одного из сибиряков, которое приводит Н.М.Ядринцев в книге «Сибирь как колония»: «Я помню свою гимназию, как собрание монстров-преподавателей, которые ежедневно перед нами не столько излагали познания, сколько давали разные комические и эквилибристические представления: один рассказывал избитые анекдоты, над другим, немцем, глумились и хохотали до упаду; третий гонялся за нами с костылем; в коридорах и на окнах артель учеников ставила часовых, чтобы предупреждать пьющих в коридоре водку учителей о появлении инспектора. Тут было не до науки!»
       Еще один важный вопрос, связанный с развитием образования, это вопрос меценатства и благотворительности. Даже такие богатые города, как Красноярск и Енисейск не могли содержать на свои средства необходимые для них учебные заведения. С.Чудновский приводит пример, что в то время как частные пожертвования на образование в Калифорнии в 1871 году достигли три миллиона долларов, сибирские золотопромышленники не находят возможным выделить две - три тысячи рублей на покрытие бюджетного дефицита даже одной женской гимназии. В тоже время, в селе Курагино, Минусинского округа, состоящем из 160 дворов и 800 жителей, крестьянин Девятов по собственной инициативе пожертвовал под школу собственный дом из шести комнат, а Курагинское общество жертвует ежегодно на школу 400 рублей, приглашает учителя из Красноярской учительской семинарии, назначая ему жалование в 260 рублей при готовой квартире, отоплении и стороже, приобретает для школы карты, глобус, картины из естественной истории, передвижные счеты, коллекции минералов и другие пособия, устраивает при школе библиотеку.
       Отдельной строкой в своих очерках Чудновский выделяет Минусинский округ, а особенно Минусинский музей, который играл большую роль в развитии народного образования. Возникновение музея можно отнести к 1874 году, когда в Минусинск прибыл провизор Н.М.Мартьянов. В 1877 году он обратился в Городскую Думу с просьбой принять в свое ведение основанный им в 1876 году музей. Через год при музее была основана одна из лучших публичных библиотек, а с 1880 года Дума назначила на содержание музея и библиотеки ежегодную субсидию в 200 рублей. Минусинское училище, прогимназия и другие учебные заведения получили возможность пользоваться коллекциями музея и фондами библиотеки.
       Таковы некоторые штрихи развития народного образования Енисейской губернии накануне трехсотлетнего юбилея Сибири.
Разместил  s581960   16 января 2022 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации