Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  I Краевой интернет-конкурс "Творческий учитель - одаренный ученик"  -  Индивидуальный подход как основа эффективного обучения одаренных детей  - 

 

Индивидуальный подход как основа эффективного обучения одаренных детей

  1
Автор: Позднякова Анна Александровна
МКОУ Малоничкинская ООШ№14 имени дважды героя Советского Союза С. И. Кретова
Все люди имеют индивидуальные особенности, которые отличают их от других людей.  Эти индивидуальные особенности требуют особый учет во время обучения. В связи с этим использование индивидуального подхода является одним из самых главных принципов обучения. В процессе использования индивидуального подхода совершается преломление ребенка через его индивидуальные особенности, благодаря чему происходит эффективный процесс развития учащихся.
После введения ФГОС вопрос индивидуализации обучения стал одним из наиболее важных в процессе обучения. Проблема индивидуализации обучения имеет многолетнюю историю, она встречается как в отечественной, так и в зарубежной педагогической науке и практике. Использование и индивидуального подхода в обучении стало основой личностно-ориентированного образования, система которого принята на сегодняшний день мировой педагогической наукой.
Суть индивидуального подхода включает в себя использование учителем различных форм и методов работы с целью достижения определенных результатов учебного процесса каждого ребенка. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребенку.
Однако проблема индивидуального подхода в том, что одаренным школьникам во время изучения школьных предметов требуется особый подход, который поможет каждому ученику быть успешным и развиваться в силу своих индивидуальных особенностей. Во время учебного процесса таким школьникам необходимо намного больше материала, чем предоставляет школьная программа.
Проблема употребления индивидуального подхода на уроке – не новая, но многие учителя испытывают трудности в его использовании, либо забывают о его необходимости. Это может быть связано со следующими причинами:
- неумение выявлять индивидуальные особенности школьников;
- неумение использовать полученные данные (об индивидуальных и психологических особенностях школьников) на уроке;
- неумение использовать различные методы, технологии приемы во время обучения;
- разная степень подготовленности учеников;
- отсутствие мониторинга, который поможет определить степень усвоения предмета и продвижение ученика;
- отсутствие желания у учителя сделать свой урок эффективным.
Одно из важных направлений в реализации индивидуального подхода это учет свойств высшей нервной деятельности субъекта учения, то есть, ученика. Необходимо изучить особенности внимания, памяти, мышления ученика. Исследование личности ученика дает возможность прогнозировать его успешность в учебной деятельности, а также находить наиболее действенные формы влияния. В результате это приводит к управлению познавательной деятельностью. Возможность индивидуализации, суть которой заключается в формировании индивидуального стиля учебной деятельности, изучалось Е. А. Климовым и В. С. Мерлин. Они показали, как индивидуальный стиль учебной деятельности, вырабатываемый на почве типологических свойств, может помочь человеку успешно учиться. [Климов, 2015]
Под индивидуальным стилем ученика понимается система индивидуальных приемов и способов решения задач, определяемых комплексом природных особенностей человека. Если у ученика выработан индивидуальный стиль учебной деятельности, значит, он наилучшим образом приспособился, адаптировался к условиям обучения, используя свои индивидуально-типологические особенности. Выделяют такой критерий индивидуализации, как ориентация на уровень достижений школьников. В основе этого критерия лежит предложенное Л. С. Выготским понятие «зона ближайшего развития», которое определяется как «большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать, потому, что он умеет делать в сотрудничестве».
На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации.
Дифференциацию можно проводить относительно степени самостоятельности учащихся во время выполнения учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов. Например, при изучении новых слов одаренным школьникам можно предложить не только написать эти слова по памяти, но и составить с ними словосочетания и предложения. При переводе текста предложить краткий пересказ этого текста.
Перед тем, как приступить к использованию индивидуального подхода, учителю следует выполнить следующий план действий (этапы):
   1. Изучить индивидуальные и психологические особенности детей. Также учесть их физические возможности, условия жизни в семье. Для этого учителю помогут беседы с детьми, их родителями, школьным психологом, классным руководителем, провести анкетирование, наблюдения, опросы.
2. После выявления особенностей школьников, их необходимо разделить на соответствующие группы:
- различный уровень усвоения нового и прошедшего материала;
-уровень работоспособности и темп работы;
-особенности восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенность процессов возбуждения и торможения.
3. После этого необходимо составить и подобрать дифференцированные задания, которые включают различные приёмы, помогающие учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый этап должен быть внимательно изучен учителем. Каждый учитель может корректировать его и добавлять что-то свое.
Некоторые способы дифференциации заданий:
• задания одинаковы для всех учеников, но для учеников определенной группы время на выполнение работы уменьшается или предлагаются задания большего объема или более сложные;
• задание общее для всего класса, а для учеников определенной группы дается дополнительный материал;
• используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для разных учеников;
• используются различные формы работы;
• предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.
Завершить свою работу я бы хотела словами П.П. Блонского: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя - все ученики разные, а для плохого - одинаковые».
Разместил  ЯаняЯ   28 ноября 2020 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации