Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Научно-практическая конференция  -  XVI региональная студенческая научно – практическая конференция «Студенческая наука - территория исследования» 2017 год  -  Развитие восприятия пространства у детей старшего дошкольного возраста  - 

 

Развитие восприятия пространства у детей старшего дошкольного возраста

  1
Автор: Долгополова Анастасия Павловна
Норильский педагогический колледж
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Долгополова Анастасия Павловна
КГБПОУ «Норильский педагогический колледж»
Студентка II курса Дошкольного отделения
Научный руководитель:
Макарова Валентина Ивановна
Преподаватель ВКК
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. Ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие у ребенка самосознания, личности, и, следовательно, является составной частью процесса социализации. Всестороннее и гармоничное развитие ребенка не существует без развития у него способности в ориентировке в пространстве.
Объект исследования – восприятие пространства у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие восприятия пространства у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - описание этапов развития восприятия пространства.
Для достижение поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы представить характеристику особенностей формирования пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить эффективность использования игровых приёмов для последовательного усвоения пространственных представлений у старших дошкольников в повседневной жизни;
3. Описать методику работы по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. Составить подборку дидактических игр и упражнений на ознакомление формирования и закрепления пространственных представлений у старших дошкольников на занятии и в повседневной жизни
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний и размеров формы взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
А.М. Леушина в учебном пособии «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» описала, что в формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве учувствуют различные анализаторы: кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный.
Психолог Ф.Н. Шемякин в научной работе «О психологии пространственных представлений» под «ориентировкой в пространстве» подразумевает:
1) определение «точки стояния», то есть местонахождение человека по отношению к окружающим его объектам, например, «Я нахожусь слева от окна»;
2) определение местонахождения объектов относительно человека, ориентирующего в пространстве, например, «дверь находится справа, а стул – слева от меня»;
3) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, например, «направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч»
Овладение умением ребенка применять освоенную систему отчета при ориентировке в пространстве делится на два этапа: первый этап начинается с «практического примеривания», выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точки отчета. Затем на втором этапе появляется зрительная оценка расположения предметов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки.
Так, от практически действенного способа пространственной ориентации идет переход к зрительной оценки пространственной размеренности предметов.
В примерной общеобразовательной программе дошкольного воспитания «От рождения до школы» представлены задачи на ориентировку в пространстве в старшем дошкольном возрасте:
1. Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
2. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.);
3. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
5. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
6. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы)
Дети должны научиться не только ориентироваться в направлении движений и в пространственных отношениях между собой и предметами, но и уметь правильно пользоваться соответствующими словами (предлогами и наречиями)
Таковы основные этапы обучения детей по разделу «Ориентировка в пространстве в старшем дошкольном возрасте». Реализация программных требований связана с разработкой системы игр и упражнений как на занятиях, так и вне их с целью совершенствования навыков ориентировки в трехмерном и двухмерном пространстве.
В содержании дидактических игр и упражнений, выделяются следующие этапы работы:
1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко («Скажи где находится», «Флажки», «Кто правильно назовет», «На плоту»).
2. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета) («Кто из детей стоит близко, а кто далеко?», «Кто правильно назовет»).
3. Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. («Магазинный прилавок», «Где стоит игрушка»).
4. Игры на формирование умений ориентироваться в движении («Жмурки», «найди где спрятано»)
5. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве) («Геометрический диктант», «Я еду на машине», «Ковер на заказ»).
Таким образом, пространственные представления развиваются у детей в повседневной жизни и на различных видах деятельности.
Определенный уровень сформированных пространственных представлений повышает качество познавательной деятельности, совершенствует сенсорные, интеллектуальные способности детей, что повлияет на дальнейшее благоприятное обучение в школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы»/ Москва «Мозаика-синтез» 2014/
2. Леушина Л.А. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» /Москва «Просвещение» 1974/
3. Метлина Л.С. «Математика в детском саду»/ Москва «Просвещение» 1984/
4. Мусейибова Т.А. Развитие у детей пространственных отношений и отражение их в речи у детей дошкольного возраста. Сб. «Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений»/ Москва «АПН РСФСР» 1961/
5. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»/Москва «Просвещение» 1998/
Разместил  Психологиня   24 апреля 2017 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

tregubovae26
27 апреля 2017 06:24
профиль tregubovae26 (Студент)
Насколько актуальна данная информация? Данные игры представлены в программах.Эффективности использования игровых приёмов для последовательного усвоения пространственных представлений у старших дошкольников в повседневной жизни я не увидела. Методики работы по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста тоже нет. На мой взгляд в данной работе не хватает инновационности.

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации