|
| | Музей - Из материалов архива | | |
|
|
ИЗ ПИСЕМ ВЫПУСКНИКОВ |
|
1929 год |
Людмиле Алексеевне Фирюлиной
С признательностью за кропотливое воссоздание истории Минусинского педучилища к его славному Пятидесятилетию.
Вы, юность, с нежностью лелея,
Трудились, не жалея сил.
Я, благодарно, с Юбилея
Вас, в своем сердце, уносил!
Ах, эти годы, годы, годы,
Бегут, все более, спеша…
Перед законами природы,
Нет, не зачерствеет душа!
И. Е. Багаев, окончивший педтехникум в 1929 году. |
|
|
В.С.Ростовцева
Уважаемая Людмила Алексеевна!
Благодарю Вас и всех членов комиссии за приглашение на юбилей педучилища.
Прошу извинить, что отвечала с большим опозданием: я долго лежала в больнице, потом был болен муж, и мне трудно было вам писать.
Очень хочется принять Ваше приглашение и приехать в Минусинск к этой славной дате нашего училища. Встретиться со своими бывшими однокурсниками. Увидеть кого-нибудь из наших преподавателей и даже побывать в самом здании педучилища-все это так заманчиво и интересно.
Но твердо обещать пока ничего не могу. Мне в этом году пришлось перенести две серьезные операции и в недалеком будущем предстоит еще одна. Если все обойдется благополучно и смогу окрепнуть к этому времени, я обязательно приеду.
О себе коротко могу сообщить следующее: окончила педучилище (педтехникум по тому времени) в 1929 году. С дипломом училища я проработала 6 лет, из них 1ые 2 года в начальной школе, остальные преподавателем русского языка и литературы в неполной средней школе (Артемовский рудник, Черногорск) и полгода в Абакане – в медтехникуме.
В 1935 году после смерти дочери мы с мужем выехали в Омск, где я поступила в Учительский институт. После окончания Учительского в 1937 году я перешла на 3-й курс педагогического института и окончила его в 1941 году, одновременно работая в средней школе №7. В данной школе проработала 8 лет преподавателем русского языка и литературы и некоторое время зав-уч. частью (по 1945 г.)
С 1945 по 1959 г. я работала в Омском заочном педагогическом училище методистом и преподавателем-рецензентом по русскому языку.
В 1959 году перешла в стационарное Омское педагогическое училище преподавателем русского языка, откуда и вышла на пенсию в 1963 году. С заочниками продолжала работать еще в течение 4х лет.
Награждена была только значком «Отличник народного просвещения».
Мой первый муж Корнилов Владимир Иванович – тоже выпускник нашего училища (1926 года). Он работал в школе до 1943 года преподавателем географии и в большинстве школ зав-уч. частью – в с. Краснотуранском, на Артемовском руднике, в Черногорске, в Абакане - в медтехникуме), в г. Омске – в школах № 7 и № 3.
Педагогический институт он окончил в Тюмени заочно в 1941 году.
С 1943 по 1945г. работал начальником педкабинета при школе в г. Омске.
С 1945 по 1955 г. работал в облпартшколе и в пединституте.
В 50х годах (точно год не помню) после защиты диссертации получил звание кандидата географических наук.
Последние 10 лет (с 1955 по 1965 г.) он работал в Омском с/хоз. Институте на кафедре экономических наук. Общий стаж работы около 40 лет.
В мае 1965 г. Владимир Иванович после тяжелой болезни скончался.
Желаю Вам здоровья и отличных успехов в проведении славного юбилея.
Еще раз с приветом В.С. Ростовцева.
|
|
1932 |
|
Надежда Ивановна Бутенко – выпускница Минусинского педагогического училища 1932 года.
Достойны воспоминания и светлой памяти и те учителя, которых уже давно нет рядом с нами, но которых мы до сих пор вспоминаем с глубокой благодарностью.
К таким Учителям с большой буквы относится наша первая учительница Надежда Ивановна Бутенко. В очень суровый и трудный 1942 год пришли мы в маленькое деревянное здание (теперь его уже нет, на этом месте стоматология). Напротив, где сейчас административное здание и почтовое отделение связи, была «пожарка» с высокой деревянной лестницей, по перилам которой во время перемен мы с шумом скатывались вниз.
И вот знакомство с Надеждой Ивановной. Скромно, но очень опрятно одетая, подтянутая, с ласковыми добрыми глазами, с прической «валиком». Как нам, девчонка, хотелось отрастить свои волосы и делать такой же «валик»!
За два года учёбы у Надежды Ивановны не помню ни разу, чтобы она накричала на нас, хотя в классе больше половины мальчишек и очень буйных. Никакой школьной формы не было и в помине, ходили кто в чем, но неряшливые, грязные появлялись изредка и единицами, т.к. Надежда Ивановна всегда была образцом.
В первом же классе водила нас Надежда Ивановна (сейчас это трудно представить) вязать стопы, вернее снопики на овсяном поле. Она научила нас, как это делается. Много раз годили с ней собирать колоски. Относились ко всем видам посильной работы серьезно не по годам, потому что войну с ее тяготами чувствовали и взрослые, и дети, несмотря на то, что были в глубоком тылу.
Мы уже в 1 классе понимали, как трудно было Надежде Ивановне приготовить к уроку разлинованные вручную листы печатной бумаги из разных книг, журналов, иногда даже из газет, дать на этих листах образцы букв и цифр. До класса наше поколение не видало настоящих тетрадей. Наши военные «тетради» всегда были с напечатанным когда-то текстом.
Учила нас Надежда Ивановна и песням, популярным еще и до войны: «По долинам и по взгорьям»…
«То не тучи грозовые облака»… и пр.
Моей сестре Гале тоже посчастливилось учиться у Надежды Ивановны. Не случайно, что многие хотели быть похожими на Надежду Ивановну и определили свою будущую профессию уже тогда. И уже потом, много лет спустя, я поняла, что счастлив тот учитель, о котором сложилось мнение, что он, учитель, все знает. Вот таким учителем и была Надежда Ивановна Бутенко.
Вечная ей память.
Зинаида Пуховкина,Ветеран педагогического труда.
|
|
|
|
1938
Воспоминания Рыбалкиной Е.А. (выпуск 1938г.)
(первая пушкинская стипендиатка)
|
|
Разве можно забыть Павла Ефимовича Носкова, человека большой души! Сколько тепла своего сердца отдавал он нам. А Павла Тимофеевича мы любили за непревзойдённую красоту его почерка. Бывало, напишет он на классной доске текст, и мы не стирали его до звонка на следующий урок. Как заботился он, чтобы почерк был хорошим и у нас. Любили мы песню! Иногда и на перерыв не выходили. Вдохновенно пели «Каховку», «Орлёнка» и другие песни. Военрук Янышевский В.П. очень много работал по подготовке значкистов.
Помочь войти в мир писателя стремилась Мария Фёдоровна, воспитывая чувства прекрасного. Она вела нас в театр. Помню, были на постановке «Грозы» А. Островского, «Как закалялась сталь» Н. Островского, на Пушкинском вечере. На нём не было равных нашему «Пушкину» (им была Таня Гантарёва) и «Наталье» (Тося Фонских). Они были признаны первыми. Мария Фёдоровна и многие из нас испытывали недостаток в средствах, были плохо одеты, но шли в театр, чтобы встретиться с искусством. Все мы были очарованы игрой Ивана Петровича Шмыкова. Он помогал нам в постижении характера героев, исполнителем ролей которых был.
Не меркнет память о бывших учителях. До последних дней своей жизни не забуду Гилунова Ивана Филипповича, преподавателя математики. Глубоко знающий свой предмет, влюблённый в него, он умел пробиться к нашим сердцам и умам. На уроках его не было студента без мысли в голове. Не жалел он ни сил, ни времени, не успокаивался, если кто-то не до конца усваивал материал. В вечернее время шел к нам в общежитие, чтобы позаниматься математикой. Будучи нашим классным руководителем, Иван Филиппович воспитывал в нас простоту и скромность, отзывчивость. Мы, студенты, принимали участие в общественной жизни города, училища. Ходили на митинги, демонстрации, участвовали в различных соревнованиях, в подготовке к выборам. И Иван Филиппович, человек далеко не молодой, всюду был с нами. Мария Фёдоровна Зырянова пришла преподавать литературу, видимо сразу после окончания института. Робко начинала она свои первые уроки. И как скоро выросла в замечательного педагога, имеющего привить любовь к литературе.
Пожалуй, каждый студент получил значки (ПВХО, ГСО, «Ворошиловский стрелок») На городских соревнованиях по различным видам спорта, особенно по стрельбе, наши участники получали призовые места. Однажды и мне посчастливилось занять первое место по стрельбе. Я не имела материальной поддержки. Я не имела даже зимней одежды, обуви. Часто голодала (до получения Пушкинской стипендии). Но кипучая жизнь захватила, сглаживала невзгоды, взвала вперёд. После окончания педучилища (1938г.) я была направлена в Каратузский район и получила назначение в Черёмушинскую семилетнюю школу.
Прошло уже 44 года с тех пор, как я окончила Минусинское педучилище. Но память хранит многое о нем. Хорошо помню торжества по случаю присвоения училищу имени А.С. Пушкина и учреждения пяти Пушкинских стипендий. Чувством гордости за родное училище наполнились тогда наши сердца. Мы считали себя счастливыми, что именно в нем, имеющие большие заслуги в подготовке педагогических кадров, готовимся и мы стать учителями.
Работать в начальных классах не пришлось. Но знания, полученные в педучилище были моей опорой. Как они помогли! Ведь нас научили и планировать учебный материал, и организовать учащихся на работу, овладевать их вниманием, привить интерес к знаниям. Практику я проходила и в образцовой школе, и в базовой ( в 4 классе) под руководством опытных методистов. Словом, получила все, необходимое для работы. Надо было только не растерять, а совершенствовать.
Очень трудно сложилась у меня жизнь. Сколько бед обрушилось на меня! Но, войдя в класс, я забывала все невзгоды. Видела только ждущие глаза... И отдавала этим милым глазам всё, что имела.
Спасибо! Спасибо, родное педучилище! Ты мне помогло не только осуществить заветную мечту — стать учительницей. Ты подготовило меня к трудной работе. К работе, в которой нет места равнодушию, фальши и бесчестию.
15-VI-1982г.
Е.Рыбалкина (Дьяконы, с.Черёмушка Каратузского район)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГРОЗОВЫЕ, ФРОНТОВЫЕ |
|
Встреча в июне 2005 года с Петровой Татьяной Семеновной (1941 год)
Петрова Татьяна Семеновна являлась участницей лыжного пробега в феврале 1941 года, с 1942 и до конца 1945 годов работала учителем физической культуры в лицее.
Училась Татьяна Семеновна в здании по ул. Красных Партизан, 20. Практику она проходила в школе № 7(старое деревянное здание за протокой). Из учителей Татьяна Семеновна помнит: учителя психологии - Носкова, чистописания - Игнатенко, историка - Гуляева, который после ВУЗа ушел на фронт и географа - Селезневу.
Муж Петровой, Фридман Лев Моисеевич, в 1939-1941 гг. был преподавателем военной подготовки, а также выступал руководителем известного лыжного похода в Шушенское. В 1945 году, после окончания ВОВ, он вернулся и уехал в Красноярский педагогический институт усовершенствования учителей. Татьяна Семеновна встречалась с ним в Москве. Он работал профессором Санкт-Петербургского ВУЗа, химиком-исследователем.
Из газеты, выпуском от 22 октября 1997 года
В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПРАЗДНИКУ
В понедельник, 20 октября, в драматическом театре минусинские ветераны войны и труда, правоохранительных органов и Вооруженных Сил собрались на торжественное юбилейное собрание, посвященное 30-летию создания городской ветеранской организации.
Пришедшие на юбилей ветераны вспомнили, "как это начиналось", что за тридцать лет было сделано. Наиболее активным пожилым минусинцам, в течение многих лет ведущим общественную работу, были вручены Почетные грамоты городской администрации, благодарственные письма и Почетные грамоты краевого совета ветеранов.
НАГРАЖДЕНИЕ
Постановлением главы города Ю.РЕБРОВА Почетной грамотой администрации г. Минусинска награждены
за активную работу в совете ветеранов и в связи с 30-летием организации совета ветеранов в Минусинске:
КОЗУЛИН ФЕДОР ПОЛИКАРПОВИЧ - председатель совета ветеранов кондитерской фабрики.
ДОРОШЕНКО НИНА ФЕДОРОВНА - член городского совета ветеранов гороно.
СОРОКИНА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА - председатель молодежной комисии совета ветеранов.
ИСМАКОВА КАБИРЯ СЫДДЫКОВНА - председатель совета ветеранов по месту жительства.
ПАВИНА АЛЕКСАНДРА РОМАНОВНА - активист совета ветеранов.
ЯКОВЛЕВ ГРИГОРИЙ ТРОФИМОВИЧ - член президиума, председатель ритуальных услуг совета ветеранов.
НОЗДЮХИН СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ - активист, зам.председателя совета ветеранов торговли.
Письмо. 1942-1943 г.г.
Тяжелое наследство осталось после царской России. Во всех отраслях народного хозяйства не хватало специалистов. В том числе не хватало их в органах народного образования.
И вот, после окончания школы колхозной молодежи в 1933 году большинство наших одноклассников пошли на учительские курсы в с. Краснотуранское. Не отстала и я, пятнадцатилетняя девочка.
Моя мечта быть учительницей зародилась еще с детства. Когда начали работать, мы поняли, что тех знаний, которые мы имеем, нам недостаточно. На помощь пришло Минусинское педагогическое училище.
Я оформилась на заочное отделение в 1937 году. По семейным обстоятельствам был перерыв в учебе, и заканчивать пришлось в военные годы. Учиться было тяжело: не хватало учебников, плохо обстояло дело с продуктами питания.
Зайдешь в подвальное помещение столовой, пока там сидишь, голова разболится и под руки выводим друг друга. А часто было и так: возьмешь хлеб, который причитается тебе на день, пока идешь до школы - общежития, весь хлеб и съешь. Учиться было трудно. Но я до сих пор вспоминаю Минусинское педагогическое училище. Я благодарна педагогическому колледжу тех лет.
Я забыла имена и фамилии многих (помню Павла Ефимовича Носкова, Степана Терентьевича Фирюлина). Но их милые лица, их доброе отношение всегда в моей памяти. Они помогли мне стать учительницей начальных классов.
В честь 50-летия педагогического училища я еще раз благодарю Вас, товарищи, за Ваш благородный труд. И от всего сердца желаю тем, кто ушел на пенсию и тем, кто работает в данное время в педагогическом училище, доброго здоровья и долгих лет жизни.
учительница Быкова Анастасия Михайловна.
с. Ново-Березовка, Идринского района
Отрывок письма
О.Т.Карро, методист городского педкабинета, вспоминает: "Коллектив учителей и мы делали все возможное для оказания помощи фронту. Изучили трактор, комбайн, работали на колхозных полях, заготавливали дрова для госпиталя, шили одежду для фронтовиков. Под руководством военрука А.Н.Богданова овладели винтовкой, отлично знали устройство станкового пулемета, гранаты... Писали мы на газетах, старых книгах. В классах было холодно, замерзали чернила, коченели руки.
|
|
1946 |
|
Встречи по четвергам 17 февраля 2005 года
Мария Андреевна Тигунова. 80 лет. Живет в селе Восточном, где 36 лет преподавала в сельской школе математику. Двум дочкам дала высшее образование. Три внука. Один правнук.
Четкая, хорошо поставленная речь. Прямая спина. Внимательный взгляд. Воротник светлой блузки поверх теплой вязаной кофты. При знакомстве с Марией Андреевной Тигуновой в памяти сразу всплывает образ героини старого фильма «Первая учительница». Собственно, она и является классическим представителем учительства пятидесятых – семидесятых годов, на которые пришли годы ее работы в сельской школе.
Ее по праву считают старейшиной в родном селе. Когда случится беда, неприятность с кем-то, она идет в эту семью побеседовать, поговорить, дать дельный совет.
– Наша «жилетка», утешительница, - отзываются о ней соседки-подружки. Каждый день они собираются в светлой кухоньке у Тигуновой, рассказывают друг другу о себе, обсуждают сельские новости, последние события в стране.
По призванию – учитель, по характеру – боец.
Мария Андреевна, вы коренная сибирячка или приехали в Восточное по направлению как специалист?
– Родилась я на хуторе Помыткино под селом Тигринцкое. Там прошло мое раннее детство. А вообще-то мой дед приехал в Сибирь в 1912 году, во времена Столыпинской реформы из Вятской губернии. За землей и свободой. Так что имею полное право считать себя, детей и внуков коренными сибиряками.
В Восточное наша семья переехала в 1938 году. Отца пригласили работать на мельницу. Да и мы, дети, подросли. Здесь была школа.
После окончание Знаменской школы, где мы учились в старших классах , поступила в Минусинское педучилище. Было это в 1943 году. Отец воевал на фронте. У матери, кроме меня, на иждивении ещё было двое, да старики – свекр и свекровь. Тем не менее, я успешно завершила обучение и в 1946 году вернулась домой.
Поскольку педучилище я закончила с отличным аттестатом, в нашей семилетке мне предложили вести математику. Тридцать шесть лет преподавала этот предмет в нашей Восточенской школе. И не разу не пожалела о том, что выбрала профессию учителя.
– Почему именно математику? Предмет уж очень непростой, даже строгий. Разве он подходит к вашему характеру, легкому, открытому, эмоциональному?
– А мне математика со школы очень нравилась. Легко мне давались упражнения с цифрами, задачи, теоремы, законы.
– Ваши ученики любили этот предмет? Или, как и большинство детей, просто терпели?
– Осмелюсь предположить, что все-таки они не считали мои уроки самыми скучными и не интересными. Многие из тех выпускников нашей школы, кто выбирал для себя профессию учителя, теперь преподают математику. Девять моих бывших учеников – преподавали математику. Кстати, закончили вузы в разных городах. Поступали на физмат без репетиторов.
– А неуспевающие по вашему предмету были?
– Как и по всем предметам. Но двойки я старалась не ставить. В те далекие годы учителя работали по другому. Мы оставались после уроков с неуспевающими ребятишками. Прикрепляли к ним отличников и хорошистов. Тогда о репетиторах, прочих нынешних нововведениях речи не было. Жили проще, отношения с детьми были скорее товарищескими. У нас никогда не возникали вопросы с дисциплиной, грубостью, явным непослушанием.
– Что способствовало такому взаимопониманию?
– В трудные военные и послевоенные годы все село жило общими заботами. Учителя после уроков, во время каникул шли работать в поле, на ток. Было и такое: всю ночь лопатишь зерно на току, утром пришел, умылся, переоделся – и на уроки в школу.
И это ещё не всё. Вместе с ребятишками в те годы мы заготавливали дрова для школы, обрабатывали школьный огород. Школа сеяла просо. Потом в течение учебного года дети получали горячее питание. И эти обеды в школе многих спасли в те голодные годы.
Расскажу недавнишний инцидент. Встретились со своим учеником на улице. Стали вспоминать школьные годы. Шамиль мне и говорит: « А помните, вы принесли мне кусочек хлеба?» Конечно, я не вспомнила. А мой седой ученик чуть ли не со слезами произнес: « Мария Андреевна, как вы могли забыть такое?! На всю жизнь я запомнил необыкновенный вкус этой горбушки…» Нам, работающим, давали в те годы 600 граммов хлеба. Остальным хуже приходилось.
– Но ведь у вас тоже было кому этот кусок хлеба съесть?
– Да, в те годы я стала главой большей семьи. Отец после войны вскоре умер. Мама заболела. На моём иждивении было семь человек вместе с братьями, с сестрой, бабушкой, дедушкой. И что удивительно, мои братья и сестра получили образование, стали специалистами.
– А как с личной жизнью? В такой крупной круговерти школьных, колхозных, домашних дел вам удавалось найти своего суженого?
– Замуж вышла в 26 лет. Моим мужем стал Ефим Михайлович Тигунов. Очень хороший парень. Долгие годы был лучшим механизатором в хозяйстве. Слова грубого от него не услышала. Но он рано умер, в 42 года, оставив меня с двумя маленькими дочками.
– Кем они стали?
– Одна закончила политехнический институт. Живет и работает в Уфе. Другая – фармацевт. Живет в Абакане.
Первую родила в 1951 году. Считай, что в школе, 10 декабря. До Нового года дома с ней была. После каникул вышла на работу. Тогда ведь декретных отпусков по году не было. Бабушка нянчилась с ней. На переменах бегала домой кормить ее.
Голода уже не было. Но зато не во что было одеть, завернуть ребенка. Пеленки делали из старенькой одежды… Выросли… Да еще такие красавицы, умницы, модницы. Я – счастливая мать и бабушка.
– Не зовут вас в город? Ведь в селе жить сейчас не просто.
– Не то, что не зовут. Уже уезжала в Абакан. Но выдержала несколько месяцев. Все мне снились моя избушка над рекой, родная улица, мои старенькие подруги… Вернулась домой. Пока ноги ходят, глаза видят, руки хлопочут, поживу в своем углу. Там видно будет.
– Вы не сторонний наблюдатель, знаете все проблемы села. В чем их основная причина?
– Анархия в государстве. Она и породила такие явления, как пьянство, воровство, наркоманию, безнравственность. Наверху все – от министров до депутатов – заняты удовлетворением личных интересов. До народа дела нет никому. Государственников в управлении страной нет. Одно слово – смутные времена.
– Главная беда Восточного?
– Пьянство. Я даже написала в газету статью « Легальные убийцы», где и перечислила причины, губившие народ, перечислила точки, где торгуют спиртным отравители. Только с начала года село потеряла пятерых трудоспособных молодых мужчин. Отправлять заметку не стала. Знают ведь и в сельской администрации, и в районной, и в милиции этих торговцев. Мер не принимают никаких. Значит, кому-то выгодно наверху, чтобы люди спивались, губили свои жизни. Это тоже политика. Что могут изменить в ней я, простая сельская пенсионерка?
Вторая беда – безработица. Правда, сейчас вроде говорят, что ферму расширяют в Восточном. Новый хозяин хочет коров здесь держать. Дай Бог.
Есть и третья беда – молодежь уезжает. Село стареет. Когда я начинала работать, в Восточном жило 2700 человек. Действовало три колхоза. Была промартель. Сейчас, по данным сельсовета, осталось 600 человек, из них 280 – пенсионеры. Скоро и в школе некого станет учить. Нет интереса для молодых в селе. Нет работы. Нет условий для нормальной жизни, отдыха. Людям свойственно искать, где лучше.
– Мария Андреевна, а много ли выпускников Восточенской школы выезжают на учебу?
– С каждым годом все меньше. Не потому, что не ходят, а не могут себе это позволить. Платное образование не для сельских детей. И это не мое открытие. Это известно всем. По-моему, и президенту тоже. Только ничего не делается, чтобы изменить положение вещей.
– Ваше любимое время года?
– Лето. Щедрое сибирское лето, когда все цветет, благоухает. Вечера длинные, светлые. Можно с людьми пообщаться. А зимой все больше дома сидеть приходится.
– Книги читаете?
– Почти нет. Только газету «Власть труда» да по телевизору новости посмотрю, передачи про природу, загадочные явления. Кино люблю, но не современные фильмов ужасов и боевики.
– Вы всю жизнь преподавали детям точные науки. А на какой предмет вы похожи?
– На биологию. И немножко на географию. Очень люблю природу, созерцание, путешествия.
– Самое памятное путешествие вашей жизни?
– В лучшие времена, когда девочки мои росли, мы выезжали и в Крым, и в Сочи, и на Азов. Но более всего нравилось ездить с ребятишками в Москву ребятишками на экскурсии. Тогда такая возможность была.
– Ваша самая заветная мечта?
– Чтобы Россия вновь стала могучим, влиятельным государством, в котором уверенно и счастливо будут жить мои внуки и правнуки.
Н. Савкина
|
|
1947 |
|
Жила я тогда в с. Дубенское Шушенского района.
Педучилище окончила в 1947 году. Сейчас я завершаю свой 30-й трудовой учебный год.
Даже не верится, что прошло 30 лет с того времени, когда я, вот так же как вы, волновалась, сдавая экзамены, также мечтала скорее зайти в свой, самый первый, урок.
Дорогие мои! 30 лет, может быть, вам покажутся много. А мне всегда, как подходит 1 сентября, думается, что я иду впервые.
Теперь уже, конечно, нет многих преподавателей, которые дали мне не только знания и умения в работе с детьми, но отдали мне часть своей душевной теплоты, научили понимать жизнь, преодолевать трудности, привили чувство ответственности за порученное дело.
Очень трудные годы достались нам для учебы! О многом без слез невозможно вспоминать.
Все 30 лет я помню слова своих наставников: Поляковой Марии Герасимовны, преподавателя математики, Павла Ефимовича Носкова, завуча педучилища, преподавателя психологии, Марии Федоровны Зыряновой, преподавателя литературы и русского языка, Павла Ефимовича Игнатенко, преподавателя чистописания и методики преподавания русского языка, Франца Иосифовича Гуя, преподавателя музыки (скрипка), за которым мы ежемесячно ходили и просили : " Франц Иосифович, пожалуйста, поставьте "3", иначе стипендию не дадут". Николая Савельивича Ташникова, преподавателя педагогики, Ивана Гавриловича Вепренцева, преподавателя истории и других.
Если что-то у меня не получалось в работе, меня всегда мучила совесть, я старалась научиться, преодолеть, чтобы оправдать доверие тех, кто дал мне путевку в жизнь, чтобы не запятнать честь минусинского педучилища.
Я не ошиблась в выборе профессии. Моим преподавателям не стыдно за меня. Все 30 лет я работала с интересом, дети для меня - наивысшее счастье! Ребятишки всегда тянутся к тому, кто их воспринимает серьезно.
С самого 1-го года и до 40-летнего возраста мне приходилось быть не только учителем, но и пионерским вожатым. Свой последний торжественный сбор я провела в день 100-летия со дня рождения В.И.Ленина.
Мне не только не мешало в работе это поручение, но, наоборот, работа вожатого помогла мне сблизиться с детьми, лучше их понять.
Чем больше с ребятками общаешься, тем интереснее потом проходят уроки.
Из 30 лет, вот уже 15-тый год веду историю, имею награды. Но самой дорогой наградой для меня является привязанность детей и уважение со стороны их родителей.
Дорогие выпускники 1947 года! Пусть мое письмо будет, как бы, отчетом перед моими преподавателями, перед моим Минусинским педагогическим училищем, перед вами, кому мы передаем эстафету!
Со мной вместе закончили педучилище в 1947 больше 70 человек.
В нашем классе были:
1. Богуславская Тамара
2. Зырянова Татьяна
3. Шестакова Александра
4. Беликова Нина
5. Русова Валентина
6. Лашкина Клавдия
7. Обухова Елена
8. Ермакова Мария
9. Лукьянова Ася
10. Усова Лидия
11. Чикачева Александра
12. Цивилева Любовь
13. Гриневич Александра
14. Задорожникова Людмила???
15. Дорофеева Галина
16. Нестерова Валентина
17. Губанова Любовь
18. Яковлева Тамара
19. Вилисова Анастасия
20. Щеклеин Александр
21. Адмаев Николай
Конечно, это девичьи фамилии. Сейчас нет у меня связи ни с кем. Если вы знакомы с кем из выпускников 1947 года, пожалуйста, передайте всем привет, а преподавателям, моим дорогим наставникам, хочется низко поклониться, словами не передать ту благодарность, какую мне хочется им передать.
Хотелось бы обо всех узнать подробнее, но вам уже некогда этим заниматься, а я поздно собралась вам написать.
Желаю вам успешно сдать экзамены, всем получить высокое звание народного учителя, всегда помнить своих учителей - воспитателей, своим трудом, всей своей жизнью стараться оправдать их доверие!
Коровина А.М., преподаватель
|
|
1950 |
|
Жизнь, отданная людям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ ВЫ СМОЖЕТЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С МАТЕРИАЛАМИ АРХИВА МИНУСИНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА
|
|
ОПЫТ РАБОТЫ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БАЗОВОЙ ШКОЛЫ МПУ (1960-1961 гг.) |
|
(Материалы тех лет) |
|
|
|
Пионерская организация базовой школы имеет в данное время 2 отряда, общее количество пионеров – 46 чел.
Вся работа строится согласно намеченному плану. В текущем учебном году дружиной была проведена следующая работа: 2 октября 1960 г отряд 1 совершил однодневный поход с учащимися 4 курса гр. «Б» педучилища.
В течение сентября и октября месяца велась подготовка к утреннику, посвящённому Великой октябрьской социалистической революции. В отрядах проводилась общественно-полезная работа: собирали металлолом, производили уборку урожая на пришкольном участке. Был проведён Праздник урожая, школа участвовала в ежегодной с/х выставке.
5 декабря был проведён сбор дружины, посвящённый Советской Конституции. Кроме того велась подготовка к Новогоднему празднику. В нем участвовали все дети. Костюмы были у всех учащихся, и елка прошла очень весело, интересно.
После зимних каникул подготовили и провели дружинный сбор на тему: «Наша Армия».
К 8 марта проходили сборы отрядов, пионеры готовили подарки мамам и художественную самодеятельность.
Помимо сборов, пионеры ведут общественно-полезную работу: собирают металлолом, макулатуру, консервные банки. В школе сами производят уборку классов: вытирают пыль на партах, столах, подметают пол.
Хорошо работают тимуровские команды отрядов № 1 и № 2. За свою работу они неоднократно получали благодарность через местную газету и в письмах на школу.
В весеннее время сажают и ухаживают за цветами в газонах около школы. Многие сажают деревья в своих дворах и ухаживают за ними.
С начала учебного года по инициативе пионеров школы – организован кинотеатр «Звёздочка». Всей работой руководят сами ребята, они по субботам демонстрируют диафильмы октябрятам. Между пионерами распределены обязанности: назначен директор, киномеханики, контролёры.
|
СБОР - ПОХОД, ОРГАНИЗОВАННЫЙ УЧАЩИМИСЯ 4 КЛАССА "А" |
|
2 октября, в день старта Пионерской двухлетки, мы провели сбор – поход. К этому сбору мы вели большую подготовку: учились определять направления по компасу, составлять план местности. |
|
|
|
К десяти часам утра все мы собирались около школы, а потом направилось по заранее выбранному маршруту. |
|
В пути было очень весело: пели песни, шутили, вели весёлый разговор. Вот мы пришли в лес к намеченному месту сбора. |
|
|
|
Здесь мы разделились на несколько групп: фотографов, художников, коллекционеров, кулинаров. Каждая группа принялась за свою работу. Коллекционеры собирали коллекцию растений, которые растут в нашем лесу. |
|
|
|
Художники сделали несколько набросков рисунков, Фотографы несколько снимков. |
|
|
|
Кулинары были заняты подготовкой обеда. |
|
|
|
Очень вкусным показался обед, приготовленный своими руками. |
|
|
|
После обеда мы играли в различные игры: волейбол, третий лишний, выжигательный круг. Затем мы собирали хворост и разожгли костёр. Около костра пели песни, рассказывали интересные истории. |
|
|
|
Во время этого сбора мы получили много полезного: закрепили умения ориентироваться на местности, составлять план местности, собирать материал для коллекций. |
|
|
|
К 4 часам мы усталые, но довольные возвращались домой. |
СБОР НА ТЕМУ «ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ТРУД, ПИОНЕРАМИ ЗОВУТ»
|
|
Вся работа по этому правилу проводилась в течение всей второй четверти. Сам сбор явился уже результатом всей этой работы и показал, какие трудовые навыки дети усвоили.
|
|
К сбору были подготовлены два фотомонтажа: «Труд человека кормит» и «Никого не попрошу, сам себя обслужу». На сбор были приглашены родители учащихся.
|
|
|
Сбор открылся песней: «Марш октябрят». Затем вожатая октябрятской группы провела беседу о труде, использовав фотомонтажи. После этого родители рассказали о своём труде, о том, как дети помогают дома, как сами себя обслуживают. Благодарили школу, учительницу, вожатую за то, что все дети помогают дома родителям.
|
|
Дальше проводились соревнования по звёздочкам:
1) Кто быстрее и лучше (девочки) заплетут косы.
2) Кто быстрее и лучше пришьёт пуговицы, воротнички.
3) Кто сумеет хорошо обернуть учебник и т.д.
Выполняли эту работу октябрята по одному из звёздочки. За каждый вид работы начислялись очки. В конце соревнования подсчитали очки в каждой звёздочке.
|
|
|
|
После этого проводились игры, танцы, аттракционы. Сбор прошёл весело, интересно.
|
|
СБОР НА ТЕМУ «НАШИ МАМЫ», ПРОВЕДЕННЫЙ ПИОНЕРАМИ 4 КЛАССА «Б»
|
|
|
|
К проведению сбора, посвящённому Международному женскому дню, мы готовились тщательно и долго. К сбору мы готовили литературно-музыкальный монтаж «Разговор по душам», художественную самодеятельность, подарки своим мамам: вышивали салфетки, рисунки рисовали, выпиливали рамки. Оформили фотомонтаж «Советские женщины», пригласительные билеты для родителей и октябрят 2 «А» класса.
|
|
Сбор проводили 8 марта в час дня. На сборе присутствовали родители и октябрята. Сбор начался со сдачи рапортов, затем исполнили песню «Нас недаром зовут пионерами» слова Петровой, музыка Львова-Компанейца.
|
|
|
|
Прочитали стихи «Твоё знамя», «Мать», группа учащихся исполнила «Шуточную песенку». Девочки исполнили танец «Полька».
|
|
|
|
Мальчики спели песню «Нахимовцы».
|
|
|
|
После просмотра художественной самодеятельности проводились массовые танцы: «Полька», «Пионерский вальс», игры: «Наседка и коршун», «Кошки и мышки» и другие. Сбором остались довольны гости, родители; благодарили за внимание детей, учителя и вожатую.
|
|
СБОР НА ТЕМУ «НАШИ МАМЫ», ПРОВЕДЕННЫЙ ОКТЯБРЯТАМИ 3 КЛАССА «А» |
|
Сбор, посвященный Международному женскому дню 8 Марта, провели октябрята 3а класса. К сбору они приготовили литературный монтаж, разучили стихи, песни и танцы. На уроках труда приготовили подарки мамам: игольницы. Ещё они решили приготовить своими руками угощение мамам. |
|
|
|
|
|
Они приготовили винегрет |
|
|
|
мясо для пельменей |
|
|
Сами настряпали пельмени и накрыли стол |
|
|
|
7 марта в 6 часов вечера пришли мамы. Сначала были организованы выступления. Группа октябрят исполняла литературный монтаж «Восславим женщины-мать», исполняли песенку «Мамин праздник», Таня Яковлева на пианино исполнила «Танец маленьких лебедей» Чайковского.
|
|
|
|
Группа девочек исполнили танец «Во поле береза стояла».
|
|
|
|
После художественных выступлений дети вручили своим мамам подарки и пригласили к столу.
|
|
При подготовке к сбору дети закрепили навыки и умения, приготовленные на уроках труда: приготовление винегрета, умение накрыть стол к обеду и культурное поведение за столом. Сбором остались довольны октябрята и родители.
|
|
СМОТР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
|
Смотру был предоставлен литературно-музыкальный монтаж с участием 52 человек, в котором гордо звучали слова о силе и могуществе нашей Родины, о достижении науки и техники, о труде и учёбе учащихся, исполнялось 10 песен советских композиторов. |
|
Монтаж прошёл организованно, чётко на высоком художественном и идейно-политическом уровне. Комиссией оценён баллом 5. По жанрам программа была разнообразна, массовость участников. |
|
|
|
Качаева Люда исполняет русскую народную песню «Родина». |
|
|
|
Прелов Вова и Фокин Витя исполняют песню Локтева «Товарищи». |
|
|
|
Яковлева Таня исполняет произведение Гурилёва «Матушка - голубушка». |
|
|
|
А эта группа учащихся исполняет «Русский танец». |
|
|
|
Вот раздаются задорные звуки «Польки» и, выбегая на сцену, девочки 4 класса исполняют танец «Белорусская полька». |
|
При подведении итогов комиссия отметила, что особенно хорошо представлено художественное чтение , баллом 5 оценены 5 чтецов (из мести). Так же отметили дисциплинированность, чёткость, организованность ведения программы. Удачно подобранный конферанс-ученик 3 класса Ознобихин Юра, вёл программу отлично. Комиссия постановила оценить баллом 5 10 номеров из 17 представленных на смотр. |
|
Сбор на тему «Умеем себя обслужить» проведенный октябрятами 3 класса «Б»
Подготовка к сбору проводилась на протяжении 3-4 четверти. На уроках ручного труда ребята научились пришивать воротнички, починять одежду (накладывать заплат), стирать воротнички и носовые платки. Все эти умения труда были продемонстрированы на сборе.
|
|
|
|
Студентка 3 курса группы «Б» Заполянская Тамара провела интересную беседу о труде. Она остановилась на том, что наша страна – первое в мире государство, где труд является обязанностью каждого гражданина. Наш советский народ, работая на любом производстве, создает ценности, полезные для человека, для всего общества. Показала несколько картин, изображающие процессы труда. Так, например, картины: «Девушка строитель», «Девушка ткачиха», «Молодой токарь», «Пастух», «Уборка овощей», «Дети на птицеферме», «Самообслуживание в школе».
Увязала беседу с местным материалом, например, Толя Малышев, из колхоза «Спартак» летом уничтожил 600 сусликов.
|
|
Затем по одному человеку от каждой звёздочки выполняли различные работы. Номера были розданы до сбора.
|
|
|
|
Учащиеся первой группы шили и пришивали воротнички, второй - пришивали пуговицы, вешалки.
|
|
|
|
Учашиеся третьей группы – стирали носовые платки и воротнички.
|
|
|
|
Учащиеся чеивертой группы – починяли одежду (накладывали заплатки).
|
|
Было сообщено, что те, кто лучше и быстрее закончит работу, тот получает больше очков, тот значит умеет трудиться и всегда себя обслужит. После работы был проведён и объявлен результат работы: 1зв.- 4 очка, 2 зв.- 6 очков, 3зв.- 6 очков, 4 зв.- 6 очков. Сбор прошел весело и интересно. |
|
Сбор на тему «Чему нас научила школа», проведённый пионерами 4-х классов «А» и «Б» |
|
К сбору дети готовились долго. Чтобы показать, чему их научила школа, они приготовили выставку различных изделий. Были приготовлены выступления художественной самодеятельности |
|
|
|
30 мая с 9 часов утра дети начали готовить обед под руководством учителей и родителей. Был приготовлен винегрет и пельмени. В шесть часов вечера началась торжественная часть утренника. |
|
|
|
На торжественной части выступила Тамара Васильевна, она поздравила детей с окончанием учебного года и пожелала им хороших успехов. Затем со словами благодарности к школе и учителям обратились учащиеся. |
|
|
|
После торжественной части дети показывали номера художественной самодеятельности. Очень хорошо был исполнен танец белорусский группой девочек. |
|
|
|
Матросский танец был исполнен мальчиками. Были исполнены песни и прочитаны стихи. |
|
|
|
Закончив художественную самодеятельность, дети стали накрывать столы для обеда. Здесь они использовали свои знания, которые получили на уроках трудового обучения при прохождении темы: «Сервировка стола», когда столы были накрыты, дети пригласили родителей и учителей к столу. |
|
|
|
Во время обеда дети показали умение держать себя за столом, угощать гостей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНО - ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК МИНУСИНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА
(1962 год)
|
|
|
|
|
Так выглядит сад поздней осенью и ранней весной. Побелка сада дезинфицирует штамб и сохраняет от весенних врагов.
|
|
ПЛОДОВО - ЯГОДНЫЙ САД
|
|
|
|
В саду остается много зимующих вредителей, необходимо их уничтожить.
|
|
|
|
До роспуска почек производится опрыскивание.
|
|
|
|
Стелющиеся сланцы нужно раскрыть к 5 – 10 мая, иначе почки набухнут и бутоны раскроются под землей, что плохо отразится на урожае.
|
|
|
|
К периоду цветения раскладываются дымовые кучи. Поздние заморозки с 1 по 4 июня могут привести к гибели цветущий сад.
|
|
|
|
|
|
Хороший урожай жди тогда, когда слой мульчи в приствольном кругу будет 5 – 8 сантиметров и дерево получит за сезон 400 – 500 кт воды.
|
|
|
|
Полив должен быть не част, но обилен.
|
|
|
|
Не допускай в саду разрастания сорняков.
|
|
|
|
Молодой сад заложен в 1958 году. Основные сорта сада «Замена», «Заветная», «Июльская красавица», «Ермолаева», «Аврек».
|
|
|
|
Сад вступил в пору плодоношения.
|
|
|
|
Урожай обилен, ветки клонятся к земле. Чтобы сохранить деревья, требуются подставки.
|
|
|
|
Учащиеся обрабатывают подставки для сада.
|
|
|
|
Плоды созрели, их нужно убирать.
|
|
|
|
И … началась горячая пора.
|
|
|
|
Антоновка, калиничка, пепин шафранный, бельфлер, катайка – созрели
|
|
|
|
Уборка начинается с 25 августа и продолжается до 25 – 30 сентября. В 1962 году урожай 7800 кг ранета.
|
|
ТЕПЛИЧНО – ПАРНИКОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
|
|
|
|
|
|
На улице еще холодно, а в теплице растут огурцы и рассада овощных культур.
|
|
|
|
Парниковое хозяйство – 24 рамы. Выращиваем рассаду капусты, перца, баклажанов, помидоров, а главное – цветов.
|
|
|
|
Ночь будет прохладная , парники нужно закрыть.
|
|
ОВОЩНОЙ ОТДЕЛ
|
|
|
|
Весенняя обработка почвы.
|
|
|
|
|
|
Весной день год кормит, нужно спешить.
|
|
|
Каждому овощу свое время. |
|
|
|
|
|
Посев ранних овощей в грядки. |
|
|
|
Своевременная борьба с сорной растительностью – залог хорошего урожая. |
|
|
|
Учащиеся на прополке бахчевых и кормовых бобов. |
|
|
|
Всем нравится убирать то, что сам вырастил. |
|
|
|
Уборка огурцов и перца. |
|
|
|
Выросло все на славу |
|
|
|
Урожай кукурузы – 1056 ц с гектара. Ее нужно убрать. |
|
|
|
Зимой для кроликов кукуруза лакомое блюдо. |
|
|
|
Осень. Скоро будет холодно. |
|
|
|
Нужно спешить с уборкой. |
|
ЦВЕТНИК |
|
|
|
|
Какое удовольствие быть в цветнике в пору его цветения!
|
|
|
|
Цветы любят влагу и пищу.
|
|
КРОЛИКОВОДЧЕСКАЯ ФЕРМА
|
|
|
|
Наши великаны, чемпионы краевого смотра в г. Красноярске в 1959 году (Диплом II степени и премия 100 рублей)
|
|
|
|
|
|
|
|
Любители – кролиководы со своими питомцами.
|
|
УЧЕБНО – ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ПРИГОРОДНОМ СОВХОЗЕ СЕЛИВАНИХА ПО ЖИВОТНОВОДСТВУ
|
|
|
|
|
|
Учащимся полюбился труд животновода, трудятся со знанием дела, убирают проходы.
|
|
|
|
|
|
Раздача грубого корма коровам.
|
|
|
|
Соломенная резка сдабривается патокой (0,5 кг на корову в день). Запаренная резка великолепно поедается животными.
|
|
|
|
Работа на кормозапарнике.
|
|
|
|
|
|
Корм роздан, животные его поедают, в коровнике тишина, есть время и для отдыха.
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОТА УЧАЩИХСЯ III КУРСА МИНУСИНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В ПИОНЕРСКОМ ЛАГЕРЕ
1966 год
|
|
|
|
Построение на линейку, посвященную открытию лагеря» Юный геологоразведчик
|
|
|
|
Идет линейка
|
|
|
|
Выступает представитель от геолого-разведочной партии
|
|
|
|
Сдача рапортов
|
|
|
|
Вынос флага
|
|
|
|
Поднятие флага
|
|
|
Массовые физкультурные выступления (пирамида «Звезда») |
|
|
|
Идет политинфориация |
|
|
|
Самообслуживание |
|
|
|
Отдых на спортивной площадке |
|
|
|
Юные шахматисты |
|
|
|
Даже пенек может служить шахматным столиком |
|
|
|
|
|
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» |
|
|
|
Вещи ищут своих хозяев |
|
|
|
Юные рукодельницы готовятся к выставке |
|
|
|
Хоть я мал, да удал! |
|
|
|
Чей букет лучше |
|
|
|
В путешествие по Енисею |
|
|
|
Косолапый друг |
|
|
|
Кто ловчее? |
|
|
|
|
Мы - будущие космонавты |
|
|
|
Соревнования по теннису |
|
|
|
После полдника |
|
|
|
Нам весело! |
|
|
|
Кто выше |
|
|
|
Хорошо в лесу! |
|
|
|
В гости к соседям |
|
|
|
Берем мы хворост для костра,
Быстрей работай, детвора!
|
|
|
|
День кашевара |
|
|
|
Кто быстрее и вкуснее сварит кашу? |
|
|
|
Чем юные поварята хуже юных поварих? |
|
ПРАЗДНИК "БОГИ СХОДЯТ С ОЛИМПА" |
|
|
|
Наши вожатые с Кипра |
|
|
|
У трона Зевса |
|
|
|
Богиня Победы |
|
|
|
Римляне преклоняются перед Зевсом |
|
|
|
Египтяне несут жену фараона |
|
|
|
«Спартанцы», «Римляне» и «Киприоты» перед троном Зевса
|
|
|
|
Состязание между «египтянками» и «гречанками» |
|
|
|
Победители в беге - наши вожатые |
|
|
|
Каждый болеет за свой отряд |
|
|
|
Сезон окончен, итоги подведены! |
|
КЛУБ ВОЖАТЫХ «РИН»
(голос из далекого 1968 г.)
|
|
Это начиналось так:
Желание овладеть теорией пионерского движения и получить навыки работы с пионерами этих ребят и девчат в педагогический кружок. До 70 человек собиралось на занятия кружка.
|
|
|
|
Изучение истории пионерского движения, встречи с лучшими вожатыми города, бывшими пионерскими вожатыми и первыми пионерами – это занятия чередовались с практическими: разучивание пионерских песен, речевок, игр. Увлекались так, что забывали про время. |
|
|
|
НАШ АКТИВ |
|
|
|
1.Южина Н.
2.Подногина Т.
3.Баранова Н.
4.Богатова В.
5.Цыпышева К.
6.Казакова Л.
7.Обеднина Т.
8.Бабич Е.
|
|
Начало необычно. При входе предъяви пароль «Искра» - ответ «Пламя». Участники взволнованы. Сейчас предстоит им пройти первые испытания: четкость строя, речевка, форма, выполнение команд. Звучит горн. Отряд за отрядом строго и подтянуто входят в зал. На сцене – «справедливейшие из справедливейших» - судьи. Это участники пионерского факультатива. Они здесь же подводят итоги испытаний. Главный судья (Н.Баранова, студ. 4 «Д») зачитывает торжественное открытие клуба.
Программа:
1.Торжественный прием в члены клуба.
2.Награждение победителей.
3.Дабы не было самозванцев в руководстве – выборы верхов из низов.
4.Советы по проведению Новогоднего праздника и каникул.
5.Разучивание песен к Новому году.
6.Саморазвлечения (игры, аттракционы – и по просьбе зрителей разучивание танца «Леста»).
|
|
|
|
Торжественно звучит клятва вступающих в члены клуба:
«Мы, романтики, искатели, неутомимые, жаждущие дерзать, искать и побеждать, перед лицом друг друга торжественно клянемся:
- всегда гореть – не тлеть;
- с жаждой впитывать в себя живительную влагу знаний;
- следовать железному закону дружбы: «Сам погибай, а товарища выручай».
А если я смалодушничаю, отступлю, то пусть меня испепелит гнев моих товарищей.
КЛЯНЕМСЯ! КЛЯНЕМСЯ! КЛЯНЕМСЯ!
|
Всё идет в темпе. И точно по программе выборы верхов из низов - в совет клуба вожатых. Преклонив колено, по русскому обычаю, совет клуба даёт клятву. |
|
|
|
Клятва.
«О, вы, мудрейшие из мудрейших, поклянитесь здесь, что не уроните честь и доверия, оказанные вам. Поклянитесь, что будите всегда прислушиваться порой к робким голосам низов. И не превратите себя в чуждый вам досеем культ личности, и не станете в свою очередь козлами отпущения всего и всяческого дела. Поклянитесь перед ними, доверившими вам свои судьбы. (встать на правое колено) КЛЯНЕМСЯ!
|
|
А зал клянется совету, что везде, всегда и во всем будут верный поддержкой и опорой, ибо они без них, как рыба без воды. Наступает торжественная минута подведения итогов конкурса и объявления результатов испытаний. |
|
|
|
I место – 3 «Ж» , отряд.
II место 3 «Б» , отряд « Романтиков»
III место – 3» Д», отряд « Искорка».
Председателем клуба единогласно избирается Баранова Нина, комиссаром – Цыганюк Маргарита Сергеевна.
|
|
|
|
Пришло время председателям советов отрядов блеснуть своей смекалкой, выдумкой, ловкостью и постоять за честь отряда. На сцену поднимаются председатели. Им вручаются удочки с рыбками и … состязание начинаются. Нужно отметить, что все председатели самоотверженно сражались. И доказали преданность своему отряду. |
|
|
|
Призы все получили по заслугам. А дальше – практическая часть в помощь вожатым: советы по проведении. Нового года, разучивание новогодних песен и польки, масса игр и аттракционы. А затем массовый современный танец « Леста»
После практической части – торжественная линейка закрытия клуба со сдачей рапортов. Работа клуба единогласно получила оценку «отлично».
Пожелание членов – побольше таких нужных и полезных мероприятий!
|
|
5 ЯНВАРЯ 1968 |
|
Учитель!
«Как бесценно имя это среди богатых россыпей сердец!
Учитель!
Это имя чище света,
Он - мой отец, духовный мой отец,»-
Звучит в актовом зале. Сегодня зал заполнили люди разных возрастов, но одной профессии – учителя. И каждый присутствующий принёс много теплых слов тем, кто дал им путёвку в жизнь. Обо всём хочется поговорить сегодня, посоветоваться . И почти всех выступающих волнует очень нужный и острый вопрос- пионерская работа. В настоящее время в помощь будущим учителям в училище создан клуб вожатых, где мы получим знания пионерской практики. А сегодня 70 человек наших вожатых пришли приветствовать приехавших со всех концов Красноярского края. В наступившую тишину летят задушевные приветственные слова:
«Я тёплые слова о тех скажу, к кому мы с первыми конспектами идём, кому доверили трудиться в школе, которую мы базовкой зовём!»
«Приветствуем и тех, кто целою семьей из наших стен разъехались по школам. Таких, как Лабуренко и Сморгова. Как Головин и Щербакова, чета Елецких и Дроздовых. Союзы эти можно умножать. Ведь вместе легче думать и дерзать».
|
|
«Нашу пионерию вперед ведите,
Задорными в жизни учите быть их,
И сами с отрядами в ногу идите,
Как делает наша Клава Погребных!»
«Рисование и труд,
Физкультуру, пение.
Наши девочки ведут
Всем на удивление!»
«Мы учимся работать,
Мы учимся искать.
Везде во всём девиз наш –
Дерзать, мечтать и побеждать!»
Всеми присутствующими исполняется песня об учителе.
Звучит горн!
С маршевой песней под аплодисменты присутствующих вожатые покидают зал. Пройдёт два года – и сегодняшние приветствующие придут в этот зал уже учителями. А пока – учёба!
Выпуск страницы – 3 курсом гр. «В». Отряд «Романтиков»
|
|
Клуб продолжает работу. Но скоро наступят каникулы. Все мы разъедемся, чтобы отдохнуть, а потом с новыми силами снова за работу. На каникулы каждому отряду выдается отпускной билет, нужно обязательно выполнить порученное задание. Каждому хочется узнать, что же есть в этом билете, и взяться скорее за его выполнение.
Отпускной билет.
выдан н/отряда
Помни, что ты и твой отряд являются членами клуба РИН! Где бы ни отдыхал, возьми с собой это задание:
- Разучить 2-3 пионерские песни.
- Знать историю создания пионерских песен. После каникул мы соберёмся у нашего пионерского костра и споём.
- Пусть у каждого отряда будет своя песня. Разучите её и - всегда с песней.
- Объявляется конкурс на предложение песни для нашего клуба. Каждый отряд-участник конкурса. Предложения принимаются до 1февраля 1968 г.
- Больше читайте детской литературы. Готовьтесь к КВН!
|
|
НЕЗАБЫВАЕМАЯ ВСТРЕЧА |
|
|
|
Каждое занятие клуба - торжественный праздник, который начинается с торжественный линейки. Будущий вожатый должен четко знать пионерские ритуалы. Этому мы научились у нас в клубе.
|
|
О жизни пионерии страны, об опыте лучших пионерских работников хочется узнать нашим девчатам.
На одно из занятий мы пригласили бывшего вожатого Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок» Блинова А.И., который в настоящее время проживает и работает в г. Черногорске. (Работает зав. школьным отделом ГК ВЛКСМ.) Много интересного рассказал и посоветовал А.И. Блинов.
|
|
КВН ! |
|
|
|
Не все сразу пришли к нам в клуб! Некоторые колебались: интересно ли будет в клубе, нужно ли это будущим вожатым и учителям?
Делом доказали, что клуб - необходим! Стали поступать заявления от желающих вступить в члены клуба. Но не так-то просто! Нужно выдержать кандидатские испытания.
Этим девчатам поручили подготовить и провести КВН, да так, чтобы было интересно, весело и приемлемо для работы с пионерами и октябрятами. Немало пришлось потрудиться! Смекалку, инициативу и находчивость нужно проявить прежде всего. Испытания выдержаны – КВН прошёл отлично!
|
|
|
|
Этих девчат принимают в члены клуба. |
|
|
|
Невольно улыбаешься, глядя на этих весёлых девчат из отряда «Романтиков». Им по праву принадлежит этот лавровый венок: они - победители в КВН! Упорной была борьба! |
|
|
|
Их соперники – команда из отряда «муравейник» - достойны их. Точные знания произведений детских писателей, узнавание героев, которые здесь же прохаживались по сцене, умение быстро ориентироваться в обстановке, не давать соперникам ни минуты передышки – всё это оживляло и придавало темп. А болельщики?! О, они помогали своим командам: Подбадривали, скандируя одобрения и «моральную поддержку» , выбрасывали лозунги, исполняли номера по заданию. |
|
|
|
КОСМИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА |
|
|
|
Тематика занятий в нашем клубе самая разнообразная и строится так, чтобы вожатые смогли полученные в клубе знания в скором времени применить в работе с пионерами и октябрятами. К славному дню Космонавтики в клубе прошла космическая эстафета. Участвовали все отряды. Перед эстафетой была большая подготовительная работа, в том числе - разучивание Азбуки Морзе. Перед стартом были выданы путевочные листы, где отмечались время «вылета в космическое пространство» и прихода к финишному приземлению.
Но, прежде чем вылететь, нужно было прочитать загаданное письмо КЭЦ, написанное азбукой Морзе, и предъявить пароль, чтобы попасть на космодром.
|
|
ПЯТЬ ДНЕЙ В "ВОЖАТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" |
|
|
|
Пять напряженных, но очень необходимых дней мы провели в «Вожатской республике». Именно здесь, на базе пионерлагеря «Орленок», мы получили необходимые знания и навыки работы с пионерами и октябрятами в условиях пионерского лагеря |
|
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ |
|
Первый день был особенно напряженным. |
|
|
|
Каждый отряд участвовал в «трудовой операции». |
|
|
|
|
Умение слаженно, дружно работать дружно работать- тоже не легкое дело. «Трудовая операция» первого дня прошла успешно. Наши будущие вожатые подготовили и оставили пионерлагерь в образцовом порядке. |
|
Все с нетерпением ждали первый обед. |
|
|
|
|
Проголодались – как никогда ещё не было. И вот результаты приняты в « обществе, чистых тарелок» |
|
|
|
А учёба продолжается – ведь завтра на открытии – смотр песни и строя. Будущие вожатые должны знать маршевые пионерские песни, уметь четко подавать команды и исполнять их, уметь ходить в строю – этому мы тоже учились здесь. |
|
ДЕНЬ ВТОРОЙ |
|
|
|
Эти девчата из отряда «Искорки», как и все остальные разучили массу речевок, боевых, задорных. С речевкой легче в пути. |
|
|
|
Утро в «Вожатской республике» начиналось с физзарядки. Ленивых и «засонь» не было. Все с удовольствием принимали утреннюю порцию физической разминки |
|
СЕГОДНЯ ОТКРЫТИЕ ЛАГЕРЯ.
Звучат команды. В строю молча застыли ряды будущих вожатых.
|
|
|
Девчата научились отдавать рапорт, строить на линейки, чётко подавать и выполнять команды . Эти снимки подтверждают выше сказанное. |
|
|
|
Новый ритуал – вынос государственного флага СССР, его поднятие на флагштоке - этому мы научились здесь, в «Вожатской республике». |
|
|
|
Подъем флага очень ответственный момент на торжественной линейке. |
|
|
|
На торжественной линейке, посвященной открытию пионерского лагеря, «Вожатской республике» было вручено Красное знамя. |
|
|
|
На этом снимке вы видите, как знаменосцы проносят врученное знамя мимо строя вожатских отрядов. Салют вожатскому знамени! |
|
|
|
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
В ПОХОД! |
|
|
|
Поход для вожатых – событие тоже не менее важное, чем другие дела. Проверить себя на выдержку, выносливость, знание туристических законов – всему этому тоже нужно научиться. |
|
|
Первый привал - учение. |
|
|
|
Завтрак на привале показался особенно вкусным и, как ни странно, очень маленьким. Воздух и переходы делают свое – повышают аппетит.
|
|
|
|
А вот кашевары из отряда «Ершей» отстают. Все ждут обед с нетерпением. А у них (кашеваров) дело не спорится. Ну что ж! Бывает и так!
|
|
|
|
Здесь же на привале – разучивание походной песни. С удовольствием девчата разучивают песни, ведь они пригодятся им совсем скоро.
|
|
|
Знание медицинских правил, оказание первой помощи пострадавшему нам необходимо. Медсестра пионерлагеря проводит занятие на привале.
|
|
|
В походе была проведена туристическая эстафета. Одним из условий было – как можно быстрее поставить, а детям снять и уложить палатку. На снимке слева – победители на данном этапе – отряд «Чайка».
|
|
|
|
Захватывающим было соревнование и на этом этапе – умение сложить и зажечь костер. И с этим заданием отряды справились хорошо. Теперь с уверенностью можно сказать – к походам мы готовы!
|
|
|
ИГРА НА МЕСТНОСТИ |
|
|
|
Большое внимание наша партия и правительство уделяют военно–патриотическому воспитанию школьников. Одним из средств воспитания является игра на местности. Наши вожатые упорно готовились к игре, намечали планы, разрабатывали маршруты, строили штабы. А воевали по настоящему, с азартом, с огоньком.
А сколько разговоров потом, после игры!
Хорошо! Играть тоже нужно уметь!
|
|
КОСТЁР |
|
|
|
Свой вожатский костёр мы посвятили 50-летию славного Ленинского комсомола! К нему готовились все отряды. Найти костер было не так-то просто - вокруг расставлены пикеты, пропуском служила комсомольская песня. А затем литературно – художественный монтаж, в котором участвовали все и … перекличка речевок и отрядных песен, девизов. На память о костре наши вожатые унесли по угольку.
|
ПОСВЯЩЕНИЕ В ВОЖАТЫЕ |
|
|
|
Итак, семинар наш закончен. Много полезного получили девчата. С семинара они увезут горячие дела, которые зажгут пионерские сердца, и они будут гореть.
Последние испытания прошли, вожатым здесь же у костра нужно было прыгнуть через костёр, не побояться холодной воды и пролезть через узкую трубу. После этого давалось право взять уголёк на память.
Итак, все 150 человек найдут пути к сердцам детей – пионеров и октябрят. Их доверие и любовь они завоюют добрыми, интересными делами.
|
|
УТРО НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
|
|
|
Утро последнего дня пребывания в « Вожатской республике» началось очень неожиданно. Снимки красноречиво говорят об этом.
|
|
ОТКРЫТИЕ КЛУБА ВОЖАТЫХ
(второй сезон)
|
|
Сегодня мы открываем новый сезон нашего клуба РИН (романтиков, искателей неутомимых).
История нашего клуба в следующей анкете:
1.Имя – РИН
2.Место рождения – г.Минусинск, МПУ
3.Дата рождения – 16 декабря 1967 г.
4.Возраст – 1 год
5.Состав клуба – учащиеся III курса педагогического училища
6.Партийность – почти все комсомольцы
7.Образование – незаконченное среднее
8.Наш высший долг – с честью выполнять поручения партии и комсомола
9.Задачи клуба – практически участвовать в улучшении окружающей жизни,
учить педагогическому мастерству
10.Ученая степень – главное звание – пионерский вожак
11.Научные труды – один рукописный журнал и кинофильм о первом годе работы
12.Изобретения – риновцы пытаются изобрести технику воспитания
13.Традиции клуба – «Нам больше всех надо»
14.Недостатки – горят сроки намечаемых дел, мало контактов с сельскими пионерами, мало встреч с интересными людьми. Но мы одолеем все, ибо мы романтики, искатели, неутомимые и наш девиз: «дерзать, мечтать и побеждать!»
|
|
|
|
Это новое поколение РИНовцев, которые как и их предшественники жаждут искать, дерзать и побеждать!
В этом году в клубе РИН состоит 98 человек.
|
|
|
|
Учатся проводить пионерскую линейку |
|
|
|
Наши старшие товарищи, риновцы пришли нас поздравить с вступлением в клуб вожатых, передать эстафету и знамя романтиков, искателей неутомимых, а также жар своей души и пламя задора, которые были у них в работе с пионерами. |
|
|
|
Они рассказали, что у них всегда было весело и интересно, часто проводили КВН, семинарские занятия. Все, что они узнавали здесь и чему учились, они несли в свои отряды.
Они все делали сами… Следовали полностью своему девизу: «нам больше всех надо».
|
|
|
|
Они приняли знамя романтиков, искателей неутомимых и заверили, что будут также гореть, не тлеть, дерзать, побеждать ребячьи сердца, многому учить их учиться самим. |
|
|
|
А это «справедливейшие из справедливейших», «старейшие из старейших», «мудрейшие из мудрейших» - судьи.
Им предстоит оценить первые шаги новых членов клуба на не легком, но интересном пути вожатого.
Учащиеся IV курса, в прошлом члены пионерского факультатива, прошедшие практику по пионерской работе в «Вожатской республике» и в пионерских лагерях, имеют уже некоторый опыт в этой работе.
Сейчас они наши главные советчики и помощники. Свой опыт они охотно передают нам.
|
|
|
Это главный судья – Молина Саша, учащаяся IV «Д» |
|
Председатель клуба РИН Подногина Таня знакомит с историей клуба, с его работой. Интересно рассказывает… |
|
|
|
Все внимательно слушают |
|
|
|
И уже сейчас загораются глаза у девушек. |
|
|
|
Командиры отрядов зачитывают свои заявления с просьбой принять их в клуб. |
|
|
|
В этих заявлениях должны быть юмор, смекалка, находчивость. Поэтому «строгие» судьи так внимательно слушают их, ибо они должны дать оценку содержанию заявлений, оформлению их и даже тому, как они будут прочитаны.
|
|
После того, как были зачитаны все заявления, принято решение о принятии в члены клуба всех подавших заявление, приступили к избранию нового актива. После этого в торжественной обстановке они дают клятву членам клуба РИН в том, что всегда будут верны традициям клуба, что будут строить свою работу с учетом интересов риновцев, будут справедливыми в оценке дел и свершений.
|
|
|
Это новый актив клуба РИН. Ему возглавлять в будущем всю работу. Настроены они как видно оптимистично – с работой справимся!
|
|
Здесь же на открытии клуба, будущие вожатые учатся как сменять караул у знамени. Этому важному пионерскому ритуалу учит председатель клуба Подногина Таня.
|
|
|
|
|
А это первое традиционное испытание командиров отрядов – «удочка». Нужно проявить ловкость, смекалку и находчивость. Каждый командир старается не подвести свой отряд, а поэтому выходит победителем.
|
|
|
|
Торжественная часть открытия клуба подходит к концу. «Справедливейшие из справедливейших», «старейшие из старейших», «мудрейшие из мудрейших» внимательно просмотрели и прослушали все, что здесь было и дают свою оценку каждому отряду.
|
|
|
|
В этой оценке учитывалось все: форма, маршировка, речевка, песня, заявления и т.д.
Оценка давалась строго, но и справедливо. Были учтены все промахи, но не пропустили и ни одного успеха.
|
|
|
|
Подведены все итоги…
Выведены баллы…
Объявляются результаты этого дня. Судьи довольны: их приемники достойны своих предшественников. На открытии новые риновцы показали свою организованность, сплоченность, желание работать. Это радует.
|
|
|
|
Результаты следующие:
I место – 3 курс, группа «Б»
II место - 3 курс, группа «А»
III место - 3 курс, группа «Г»
IV место - 3 курс, группа «В»
Победителей главный судья Саша Молина награждает соответствующими вымпелами.
|
|
|
|
После этого началась практическая часть : разучивание песен, игр, которые можно разучить в своих отрядах.
|
|
Разучивание песен ведет ученица IV курса группы «Д» Солдатенко Люба. Аккомпанирует ученик III курса группы 3 «Г» Мисюров Георгий.
И так, первое заседание клуба закончилось. Учащиеся многое узнали, кое-чему уже и научились. На заключительной линейке оценка занятия единогласно дана «Отлично!»
Еще многое предстоит узнать и сделать.
|
|
ВСТРЕЧА С ВЫПУСКНИКАМИ
(5 января 1969 г.)
|
|
Ежегодно в этот день съезжаются со всех концов нашего края бывшие питомцы училища – ныне учителя. Этой встречи мы ждали с нетерпением и очень волновались. |
|
|
|
Ведь в прошлом году многие из бывших выпускников были в числе организаторов и создателей «Клуба вожатых». Мы – их продолжатели. |
|
|
|
Взволнованно звучат слова приветствия бывшим риновцам и всем остальным от нового поколения романтиков, искателей неутомимых:
«Со всего Красноярского края
Вы приехали к нам в январе
Мы приветствуем вас и желаем
Всем успехов и счастья в труде»
|
|
СКАЗКИ |
|
Сказки… Кто не читал их в детстве? Кто ими не увлекался, кто не восхищался их героями сильными, смелыми, справедливыми? В сказках живет не только фантазия народа, его мечты, но и его вековая мудрость, жизненный опыт и знание.
Особенно любят слушать и читать сказки дети младшего школьного возраста. Разнообразную работу с ними можно проводить вожатым октябрятских групп. А какую именно, мы узнали на очередном занятии клуба вожатых.
|
|
|
|
Надо было отгадать вопросы викторины:
1.Каких вы знаете авторов сказок?
2.На сюжет каких сказок была написана музыка? Кто композитор?
3.Какие фильмы были сняты по сказкам?
И другие вопросы.
|
|
|
|
|
Затем предлагали отрывки из сказок, надо было назвать сказку и автора. После этого – узнать героев сказки, которые выходили на сцену в соответствующих костюмах. |
|
|
|
Интересно прошел конкурс на лучшее исполнение сказки.
|
|
|
А затем в зале мы посмотрели фильм о Вожатской республике, снятый в прошлом году о пребывании наших старших товарищей на 5-ти дневном семинаре вожатых. |
|
КВН
|
|
Доргие друзья! Сегодня Клуб веселых и находчивых провожает в плаванье по морю «Веселья» два отряда «Бригантина» и «Стремительный». Пусть они защищают свое название, ибо по русской пословице «назвался груздем, полезай в кузов».
|
|
|
Командам предстоит серьезное испытание: какая из них находчивее, дружнее, остроумнее, лучше знает морскую службу и т.д. Какая из команд удержится на бурных волнах нашего моря «Веселья» и благополучно пришвартуется к пристани. |
|
|
|
Какая будет тонуть? Предсказать это сейчас трудно. На всякий случай оба отряда позаботились о надежной спасательной службе, которая не даст своим товарищам пойти ко дну.
Капитаны приветствуют друг друга стихами, обмениваются букетами, шутливыми пожеланиями, флажковой азбукой.
|
|
|
Отряд «Стремительный» в полной «боевой готовности»
Но бывает так, что команда терпит бедствие. |
|
|
|
Отряд «Бригантина» просит помощи.
Команда «Стремительный» завершила плавание успешно. Прошла с честью все «узкие» места, обошла все рифы и мели, выдержала все бури и штормы.
|
|
ПОХОД, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ РОЖДЕНИЯ В.И.ЛЕНИНА |
|
20 апреля все отряды клуба вожатых собрались у училища. Строем, со знаменем, под барабан и горн двинулись к бору. |
|
|
|
Подошли к месту, где будет костер. Провели линейку
|
|
|
Затем все члены клуба по команде разбежались собирать хворост. Кто же его зажжет?
Право зажечь костер предоставлялось тому отряду, который соберет больше хвороста.
|
|
|
|
После этого началась самая основная и интересная часть. Перед костром члены отрядов показали самодеятельность, которую они приготовили заранее. Здесь были и песни, и танцы и стихи. Концерт всем очень понравился. |
|
|
Уставшие, но с хорошим настроением, мы отправились в обратный путь.
|
|
ПОЕЗДКА В ШУШЕНСКОЕ
|
|
Давно хотелось членам клуба вожатых съездить в Шушенское. Наконец мечта сбылась!
Рано утром в воскресенье члены клуба собрались у здания училища, все девушки и юноши в парадной форме. Перед училищем повели линейку, на которой объявили тему занятия и маршрут.
|
|
|
|
Затем все разместились в автобусах и двинулись в путь.
|
|
|
|
Дорогой скучать не приходилось. Перепели все пионерские песни, которые знали.
Наконец мы в Шушенском.
|
|
|
|
Нам все казалось интересным. Поскорее хотелось увидеть дом, в котором В.И. Ленин провел годы ссылки, узнать о его жизни в эти годы, о его товарищах по борьбе, о настоящем т будущем с. Шушенского.
|
|
|
|
Отряд «Стремительный» направляется к дому-музею В.И.Ленина.
|
|
|
|
И вот мы у дома В.И.Ленина. Перед домом-музеем провели торжественную линейку, посвященную В.И.Ленину, спели песню о Ленине.
|
|
|
После этого мы перешли во двор дома, осмотрели дом снаружи, двор.
|
|
|
|
Во дворе дома-музея экскурсовод рассказала нам о жизни В.И.Ленина в сибирской ссылке, о том, как работал Владимир Ильич, как встречался со своими друзьями, тоже политическими ссыльными, как помогал им, какие работы им были написаны в этот период.
|
|
|
|
От души поблагодарили экскурсовода, сделали запись в книге отзывов, а затем снова сели в автобус и направились к шалашу, где когда-то отдыхал и охотился Владимир Ильич.
По пути осмотрели Журавлиную горку, где любил отдыхать Ильич.
К шалашу надо было с километр идти пешком.
|
|
|
|
Осмотрели шалаш, озеро Перово, где когда-то охотился Владимир Ильич, экскурсовод рассказала об этих заповедных местах.
|
|
|
|
Много впечатлений осталось от этой поездки, будет о чем рассказать ребятам, будущим ученикам.
|
|
ПЯТЬ ДНЕЙ В ВОЖАТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ |
|
Занятия в клубе вожатых заканчивалось нашим пребыванием в «Вожатской республике» в течение 5 дней. Здесь, на базе пионерлагеря «Юный геологоразведчик» мы должны были практически познакомиться с работой в пионерском лагере.
Поэтому все 5 дней была напряженная работа. Мы убирали территорию лагеря, жилые корпуса, проводили походы, военную игру, праздники песни и строя, вечерние концерты, учились проводить линейки, и еще много, много разных дел было у нас в лагере.
Все это было для нас необходимо, важно…
|
|
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ |
|
Каждый день у нас начинался с утренней зарядки. |
|
|
|
Выходили все дружно, и все с удовольствием принимали заряд бодрости. Он необходим был для напряженного трудового дня. |
|
|
|
Первый день был очень напряженным. Была объявлена операция «Труд». Надо было убрать свои корпуса, вычистить всю территорию лагеря и оставить его в образцовом порядке. Все трудились хорошо, каждый отряд выполнял свое задание. |
|
|
|
С песнями, с речевками отряд «Земляничка» отправляется на выполнение трудового задания |
|
|
|
Отряд «Сосновая шишка» уже в первый день отличился своим трудолюбием. |
|
|
|
Отряд «Черноморочка» за работой |
|
|
|
Кто лучше оформит свои корпуса?
В первый день лагеря шла энергичная подготовка к следующему дню, к открытию лагеря и празднику песни и строя.
|
|
|
|
Надо разучить множество речевок, песен, умение отдавать рапорт, знать многие из пионерских ритуалов. |
|
|
|
ДЕНЬ ВТОРОЙ |
|
В этот день в лагере с утра царило приподнятое настроение – скоро открытие лагеря т торжественная линейка! |
|
Отряды идут к месту предстоящего праздника. |
|
|
|
В парадной форме, в приподнятом настроении. |
|
|
|
|
|
|
Салют пионерскому Красному знамени!
|
|
|
|
Новый ритуал – вынос флага Союза Советских Социалистических Республик.
|
|
|
|
На торжественной линейке командиры отрядов сдают рапорта. Рапорты необычные, художественные.
|
|
НА ПРАЗДНИК ПЕСНИ И СТРОЯ |
|
Во время праздника нужно было выполнить много различных заданий: умение ходить в строю, хорошо знать речевку, пионерскую песню.
|
|
|
|
Немаловажное значение имела и форма участников праздника.
|
|
|
|
Первое место в этом празднике занял отряд «Сосновая шишка»
|
|
|
|
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ПОХОД |
|
|
|
Умение проводить походы в лагере – важное и необходимое дело.
Перед тем, как идти в поход мы прослушали беседу врачей о ядовитых растениях и грибах, как их различить, как оказать первую медицинскую помощь при отравлениях.
В походе надо было показать свою выдержку, умение преодолевать препятствия, оказывать помощь друг другу.
Кроме того, в походе были соревнования по различным пунктам: надо было быстро и правильно поставить и разобрать палатку, сложить и разжечь костер, сварить из имеющихся продуктов обед, да так, чтобы он был вкусным и питательным.
|
|
|
|
Здесь тоже требовалась сноровка, смекалка и изобретательность. |
|
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. ИГРА НА МЕСТНОСТИ.
ПРОЩАЛЬНЫЙ КОСТЕР
|
|
Раннее утро, прохладно, сыро. Трудно вставать так рано, но надо… |
|
|
|
Ведь это еще раз проверка наших сил и возможностей, силы воли, выносливости.
Сегодня нам предстоит игра на местности. Уже распределены маршруты для каждого отряда.
|
|
|
|
Здесь будет проверяться наша наблюдательность, быстрота ориентировки, умение пользоваться компасом, умение лазать по пластунски, преодолевать препятствия, оказывать помощь раненым.
|
|
|
|
Ига была интересной, и все участники играли с азартом и интересом, всем хотелось первыми найти знамя и показать максимум умений. |
|
|
|
Все отряды подготовились хорошо, но лучше всех отряд «Романтики», который по праву занял первое место.
Вечером в этот же день был прощальный костер.
|
|
|
|
К нему готовились все отряды.
Ребята из отряда «Романтики» готовят прощальный костер.
|
|
|
|
Каждый отряд готовил художественную самодеятельность, пели песни, читали стихи, танцевали.
Было интересно и весело.
Самое интересное ожидало нас в конце. Это было посвящение в вожатые. Надо было перепрыгнуть через костер, пройти «водные рубежи», «медные трубы», сбалансировать на «острие ножа» и другие испытания.
После этого каждый получал уголек от нашего костра – знак готовности быть вожатым у ребят.
|
|
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ В ЛАГЕРЕ |
|
Утро последнего дня пребывания в «Вожатской республике» …
После зарядки и завтрака начались сборы в обратный путь. Убирали спальные корпуса, надо было оставить лагерь в образцовом порядке.
Перед обедом – прощальная линейка – закрытие лагеря. На линейке подведены итоги. Первое место занял отряд «Сосновая шишка». Молодцы девчата!!!
|
|
|
|
Прощай лагерь!
Теперь самостоятельная работа вожатых.
|
|
ИТОГОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ |
|
Закончилась летняя пионерская практика. Риновцы в парадной форме собрались на свою итоговую конференцию. Отряды выстроились в главном корпусе. |
|
|
|
Четко и ясно командиры отрядов рапортуют старшей вожатой. Жаль риновцам расставаться с тем, что для них так дорого. |
|
|
|
Звучит торжественная команда «Знамя внести!». Знаменосцы четким шагом проходят перед отрядами. Риновцы приветствуют внос пионерского знамени. |
|
|
|
Сколько впечатлений, сколько рассказов о летней пионерской практике. Риновцы увлеченно вспоминали дни, проведенные в пионерском лагере. |
|
|
|
Споры, рассказы не умолкают в стенах училища.
Заключительное слово предоставляется заведующей педагогической практикой Людмиле Иосифовне. Она подводит итог по летней практике.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из материалов архива | | |
|
|
|
|