Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Краеведение  -  К 100-летию МПК Сороковые - роковые  - 

 

К 100-летию МПК Сороковые - роковые

  1
Автор: Степанов Сергей Григорьевич
МПК им. А.С.Пушкина
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян
В последние мирные дни училище готовилось к выпускным экзаменам, лучшие студенты были отправлены для продолжения обучения в Красноярский педагогический институт, выпускник 1939 г. Верясов Н.М. был принят на работу в училище преподавателем физической культуры. Но мирную жизнь нарушила война.
В первые же дни уходят на фронт преподаватели и студенты училища. Верясов Николай Матвеевич, преподаватель физической культуры и военно-спортивной секции, в 1941 году одним из первых ушел на фронт. Прошел всю войну, имеет награды. После войны окончил военное училище и академию, дослужился до звания генерал-майора.
Новоселов Иван Александрович в начале 1943 г., когда погиб на фронте его отец, сразу ушел на войну. Восемнадцатилетним юношей принял первый бой на Курской дуге в составе 292-го Минометного полка 18-го танкового корпуса. Служил связистом в артиллерийской части. В 1944 г. был тяжело ранен в голову. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За взятие Берлина», «За отвагу». Демобилизован в мае 1945 г. После войны работал преподавателем музыки в училище до ухода на заслуженный отдых.
Фокин Николай Андреевич в рядах Красной армии с 12 января 1942 г. Командир отделения минометчиков, младший лейтенант, командир танка. Воевал на Центральном и Первом Белорусском фронте. При форсировании Одера был ранен в третий раз и очень тяжело, войну закончил в 1945 во Франкфурте - на Одере, награжден орденами и медалями. После войны учеба в вузе, работа в педучилище преподавателем биологии, 5-ти кратное участие в выставках ВДНХ.
Яхонтов Михаил Константинович окончил полковую школу командиров станковых пулеметов. Он прошел командиром взвода пулеметчиков 3-го Белорусского фронта 83-ей Гвардейской прорывной дивизии всю войну. Белоруссия, Литва, Восточная Пруссия. Был трижды ранен, а четвертое ранение, самое тяжелое, получил под Кенигсбергом в январе 1945 г. С фронта унес инвалидность и правительственные награды. Пулемет сменил на баян, учил студентов МПУ овладению музыкальным инструментом.
Файзулин Якуб Васильевич после окончания средней школы поступил в 1940 г. в Томское артиллерийское училище, а с июля по ноябрь месяц 1941 г. уже участвовал в военных действиях в составе среднего командного состава Красной Армии. После одного из боев в Крыму, в бессознательном состоянии был подобран на поле боя жителями и ими был поставлен на ноги. Два года был членом подпольной группы сопротивления врагу. После освобождения Украины он в составе 3-го Украинского фронта прошел с боями до Австрии, награжден орденами и медалями. Демобилизован в августе 1946 г. Работал в училище военруком с 1958 по 1985 год.
Чучалин Сергей Иванович в 1938 году окончил Минусинское педагогическое училище, затем поступил в Томское артиллерийское училище, после окончания которого в 1941 году отправлен на фронт в звании лейтенанта. В 1945 году вернулся домой, получил профессию учителя физики, работал в Минусинском педагогическом училище с 1966 по 1982 год.
Павел Фомич Попов Герой Советского Союза, окончил педтехникум в составе первого выпуска, затем работал учителем математики и физики в п. Сарала, Аскизе, Ермаковском районе, Абакане. Перед войной с отличием окончил Красноярский педагогический институт. По просьбе факультета, он остался учителем математики при базовой школе № 11, откуда и ушел на фронт. Ему было 35 лет. Младший лейтенант, командир взвода мотострелкового батальона 69-й механизированной бригады (9-й механизированный корпус, 3-я гвардейская танковая армия, Воронежский фронт). В ночь на 22 августа 1943 г. одним из первых в батальоне под непрерывным огнем противника, форсировал Днепр, захватил и удержал своим взводом юго-западную окраину села Зарубинцы Киевской области. Умело командуя взводом, он в решающие моменты первым поднимался в атаку, увлекая за собой бойцов подразделения, проявляя смелость, находчивость и смекалку. Лично уничтожил несколько десятков солдат и офицеров противника, давая возможность батальону овладеть правым берегом Днепра. За успешное участие в сражении за Днепр Павел Фомич был отмечен высокими государственными наградами - Орденами Ленина, Красной Звезды, а 17 ноября 1943 г. получил звание Героя Советского Союза. В последующие месяцы войны Герой Советского Союза П.Ф.Попов командовал стрелковой ротой, участвовал в освобождении Киева, Житомира, Винницы, Воронежа, Проскурова и других городов. Смертельную рану получил в бою под г. Проскурсов Хмельницкой области и 10 марта 1944 г. скончался. Похоронен в братской могиле в г. Шепетовка. Имя героя носят улицы в Красноярске. Абакане, Минусинске, музейные выставки, посвященные Герою СССР, действуют в СОШ № 30 г. Абакана, Минусинском педагогическом колледже им. А.С.Пушкина, СОШ № 11 г. Красноярска, КГПУ им. В.П.Астафьева, а во дворе аскизской школы установлен бюст.
Преподаватель истории Туров Григорий Ефимович родом из крестьянской семьи. После сельской трехлетки стал батраком в кулацких хозяйствах. С 1924 г. работник политпросвета, а в 1931 г. направлен в Москву учиться в историко-философском институте. Успешно его закончив и пройдя установленный испытательный срок педагогической работы, получил звание учителя средней школы. Полученный диплом Московского вуза дал ему право преподавать экономику в вузах, техникумах, рабфаках и школе старшего звена. В Минусинске с 1938 года. Работал заведующим школой, преподавателем истории и экономики в педучилище, школе № 4, а с июля 1940 г. директором школы № 3. Ушел на фронт добровольцем в Новгородскую сибирскую дивизию в сентябре 1942 года. В бою за с. Демихи Смоленской области он был ранен в обе ноги. По свидетельству очевидцев, наступление шло так молниеносно, что никто не смог оказать ему помощь, а когда возвращались, то раненого уже не было в живых. По всей вероятности, он скончался от потери крови. Похоронен в братской могиле.
Стрельников Павел Степанович, выпускник Минусинского педагогического училища 1941 г. В октябре 1942 г. был призван на фронт в составе 243-й стрелковой Краснознаменной орденов Суворова и Ленина гвардейской дивизии. Прошел боевой путь от Сталинграда до Славянска на Украине. Награжден Орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями, был дважды ранен. С 1955 по 1983 гг. работал военруком, учителем физической культуры и рисования.
Сысолятин Геннадий Филимонович, выпускник Минусинского педагогического училища им. А.С.Пушкина 1940 г., в 20 лет уже командовал взводом управления артиллерийской батареи, был правой рукой комбата. Из Сталинградской битвы - в Курскую, из нее в госпиталь. И снова в бой под город Ковель, где командовал минометной батареей 1283 стрелкового полка 60-й Севской стрелковой дивизии, затем первый Белорусский фронт. И снова госпиталь, возвращение домой.
«Беспощадной войной опаленный,
В Минусинск возвращаясь назад,
8 суток на полке вагонной
не смыкал свои очи солдат»
Прошла война и совпавшая с ней юность. Тяжелая молодость, закаленная в огне сражений, стала для него школой мужества. Работая корреспондентом в газете «Власть труда», он начал писать стихи о городе и его людях. Так появились первые произведения: поэма «Аптекарь», «Песня о Щетинкине», «Саян-камень», «Партизаны» и другие. Переехав в Абакан, он стал профессиональным поэтом и более полувека посвятил себя творчеству.
Ушли на фронт выпускники-отличники и студенты педагогического училища Иван Козлов, Яков Летов, Михаил Малков, Виктор Поляков, Анатолий Арзамасов, Клавдия Мухина, Екатерина Кузьмина, Татьяна Шлапунова, Анна Мурашова, Татьяна Яковлева.
Жизнь продолжалась и далеко за линией фронта. Учебные корпуса взяты под госпитали для раненых солдат с фронта, где студенты дежурили в свободное от учебы время, читали раненым книги, писали письма родным, шили одежду, вязали теплые вещи и сдавали на сборный пункт для отправки на фронт. Занятия шли в помещениях школ в третью смену и на частных квартирах, библиотека находилась в музее им. Н.М.Мартьянова. Студенты изучали трактор, комбайн, а через ДОСААФ получали военные специальности медсестер, связистов, парашютистов, пулеметчиков и летчиков. Военрук Богданов А.Н. обучал студентов владению винтовкой, станковым пулеметом, гранатой. Когда потребовалась помощь Сталинграду, 60 учащихся добровольно ушли на фронт. Топливо и продукты для столовой заготавливали сами и на лошади возили с опытного подсобного хозяйства за городом. Жили очень скудно, работали в колхозах, помогали фронту собранными деньгами, воодушевляли солдат письмами. "Хлеба пайку на день возьмешь, а съешь сразу. Голова кружится постоянно. Сидишь в подвальном помещении занимаешься, а рядом из столовой такие запахи шли! Голова разболится так, что под руки друг друга выводили наверх. Помогала в питании рубленая свекла, просо со своего опытного участка, где мы просо сеяли по 5-6 га, картофеля садили 1-2 га. Обрабатывали урожай силами учителей, у которых летних каникул не было. И сено они же заготавливали. Просо косили косами. Косы точил и отбивал сам директор Носков Павел Ефимович", - из воспоминания Быковской Анастасии. "Было плохо с учебниками, а с питанием еще хуже, выдавали 300-400 г. овсяного хлеба, который студенты не могли донести до дома, съедали на ходу", - вспоминает О.Г.Волковская-Каро.
Из воспоминаний Павла Ефимовича Носкова, преподавателя педагогики и психологии: "Весь коллектив работников и учащихся стойко переносил тяготы войны. На уроках часто приходилось утешать учащихся, получивших похоронные извещения о гибели отцов, братьев. И у преподавателей тоже было горе: то муж погиб, то брат. Тяжелое было время, но учились, не хныкали, не жаловались на трудности. Устраивали и вечера, на которых главным угощением была просяная каша, толченный картофель без масла и хлеба... Мы делали отчисления из фонда заработной платы работников и стипендий учащихся в фонд Обороны страны в размере и двухдневного и месячного заработка. Только в одной такой акции мы собрали для фронта 11820 рублей, кроме того, участвовали в сборе средств на постройку самолета "Минусинский учитель" да еще отдельным семьям учащихся помогали. Запомнился митинг 9 мая 1945 г. на музейной площади. Все обнимались, целовались, плакали. Ведь окончилась война!" Несмотря на все трудности и невзгоды, за годы войны из стен училища вышло 325 специалистов: 1941 г. - 79 человек, 1942 г. - 51 человек, 1943 г. - 53 человека, 1944 г. - 62 человека, 1945 г. - 80 человек.

При подготовке статьи были использованы материалы архива Минусинского педагогического колледжа имени А.С.Пушкина.
Разместил  s581960   16 января 2022 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации