Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  ФГОС  -  Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований  - 

 

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований

  6
Автор: Казакова Любовь Константиновна
методист, Минусинский педагогический колледж
Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее федеральные требования).

Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении федеральных требований? Почему появился этот документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Все эти вопросы вызывают как тревогу, так и интерес у практических работников и у преподавателей учебных заведений и нашего колледжа в частности.

Очень важно, что федеральные требования к структуре основной общеразвивающей программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статья 9). Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он не проживал.

Для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе, необходимо стандартизировать содержание дошкольного образования.
Именно с этим и связано введение федеральных требований. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Наверное, еще нельзя не отметить то, что этот документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому воспитательно-образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В федеральных требованиях к структуре программы дошкольного образования указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (подчеркиваю, качества, а не ЗУНы), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

В Российском законодательстве существует два понятия: основная программа образовательного учреждения и дополнительная программа (или программа дополнительного образования). В соответствии с федеральными требованиями программа дошкольного учреждения состоит из двух частей - обязательной, и формируемой участниками образовательного процесса. Примерные программы определяют только содержание обязательной части основной общеобразовательной программы (ООП) дошкольного образования и основной ООП дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В федеральных требованиях установлено, что объем обязательной части программы, будет составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации всей программы. Остальные 20% отводится для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой будет отражена вся специфика деятельности образовательного учреждения, все приоритеты, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к конкретным условиям конкретного детского сада. Программа каждого детского сада должна учитывать специфику региона, социально-психологические особенности своего контингента детей.
  
Основная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением. Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей.    
  
Содержание психолого-педагогической работы с детьми заложено в образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд, «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и «Музыка». Интеграция разных образовательных областей - важный сдвиг в структурировании программного материала. В программе мы не увидим привычные для нас предметные области - развития речи, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка и т.д. Все это будет заложено в образовательные области. Требование к структуре основной программы дошкольного образования определены теперь на уровне федерального нормативного правового акта - приказа Министерства образования и науки российской Федерации.
  
Отличие основной общеобразовательной программы дошкольного образования от существующих вариативных программ заключается в том, что исключаются из образовательного процесса воспитанники от 3 до 6 лет, так как учебная деятельность не соответствует закономерностям развития ребенка на этом этапе. Программа предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса только с детьми от 6 до 7 лет, где будут формироваться только предпосылки учебной деятельности. Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных модулях - это совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей.
  
И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными  основными программами начального образования, чего не было ранее.Основными пользователями федеральных требований станут дошкольные образовательные учреждения, органы, осуществляющие управление и контроль в сфере образования, организации, обеспечивающие разработку примерных программ дошкольного образования и учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку, переподготовки и повышение квалификации педагогов дошкольных учреждений.
  
В настоящее время будет осуществлена большая работа, как в дошкольных учреждениях, так и в нашем педагогическом колледже. На основе примерной программы «Успех» каждое ДОУ разрабатывает и утверждает свою основную общеобразовательную программу, а преподаватели колледжа будут пересматривать, и вносить изменения, в свою рабочую программу в соответствии с федеральными требованиями.
  
Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает формирование у педагогов дошкольных учреждений следующих умений и навыков:
  - изучать личность ребенка, осуществлять индивидуальный подход;
  - анализировать деятельность детей и продукты детской деятельности;
  - прогнозировать развитие личности ребенка, результаты педагогических воздействий;
  - анализировать опыт других, свою педагогическую деятельность, профессиональное общение;
  - ставить цели и формулировать задачи педагогической деятельности;
  - планировать и составлять план работы с детьми;
  - избирать наиболее адекватные формы, методы работы с детьми в соответствии с особенностями развития ребенка;
  - планировать ситуацию успеха для каждого ребенка;
  - организовывать разные виды деятельности с детьми, взрослыми и свою деятельность;
  - создавать развивающую педагогическую среду;
  - владеть исследовательскими методами в профессиональной деятельности.
  
Утверждение федеральных требований к структуре ООП дошкольного образования это первый шаг. В 2010 году планируется утверждение федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дошкольного образования, а к 2012 году должна завершиться разработка примерных программ, чтобы сохранить вариативность.
Разместил  Лектор   07 июня 2011 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
В новом веке профессия педагога теряет свой престиж и уважение. Рыночная действительность привела к снижению ресурсной поддержки системы образования и защищённости учителя государством, что приводит к...

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации