| Публикации Научно-практическая конференция Среднее специальное образование в современных условиях: подходы, проблемы, решения К вопросу о целеполагании как необходимом условии проектирования обучения учащихся в профильной школе
| | К вопросу о целеполагании как необходимом условии проектирования обучения учащихся в профильной школе 3 Автор: Гомер Елизовета Анатольевна, Мохова Лариса Антоновна Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова |
Педагогическое целеполагание является основой проектировочной деятельности учителя, без которой невозможно построение учебно-воспитательного процесса.
Настоящая работа посвящена рассмотрению вопросов определения современных требований к формулировке целей обучения в профильной школе и их конкретизации в обучении математике по теме «Первообразная и интеграл».
Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся.
Обобщая работы Беспалько В.П., Кларина М.В., Марковой А.К. и др., можно сделать вывод о том, что успешным становится такое целеполагание, которое осуществляется с учетом следующих требований:
- реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации;
- преемственность - осуществление связей между всеми целями и задачами в образовательном процессе, выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности;
- идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности;
- направленность на результат: «замер» результатов достижения цели;
- диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса.
Чтобы поставить цель диагностично, необходимо: дать настолько точное и определенное описание формируемого личного качества, чтобы его можно было безошибочно отдифференцировать от других качеств; указать способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированности; определить возможность измерения интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля; создать шкалу оценки сформированности качества, опирающуюся на результаты измерения.
Главное условие обеспечения указанных требований - это конкретизация целей, которая связанна с характеристикой:
- во-первых, образовательных условий реализации;
- во-вторых, внутренних процессуальных параметров (способности и возможности учащихся, которые необходимо сформировать);
- в-третьих, образовательных результатов (что способны достичь учащиеся в результате образовательного процесса).
В стандарте среднего (полного) общего образования по математике, как показывает проведенный анализ, цели представлены в обобщенном виде, не достаточно инструментальны, нет указаний к изучению конкретных тем. Но в них уже заложены тенденции развития учащихся и прослеживается результат обучения школьников. Вместе с тем, чтобы требования к знаниям, устанавливаемые стандартом, были проверяемыми необходима конкретизация данных целей.
Покажем алгоритм постановки целей с ориентацией на достижение результата по теме «Первообразная и интеграл», изучаемой в 11 классе физико-математического профиля. В стандарте образования по данной теме цель формулируется следующим образом: «В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен уметь вычислять первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы».
Попробуем теперь максимально конкретизировать цели. За основу возьмем таксономию Б.Блума. Для каждого уровня целей, представленного в таксономии, выделим максимально конкретные требования, которые назовем структурными единицами. Каждую структурную единицу соотнесем с категорией учебных целей. Полученный результат представлен в таблице 1, отражающей инструментально прописанные цели обучения математике по теме «Первообразная и интеграл». (Приложение. Таблица 1)
Обратим внимание на то, что федеральные стандарты, как правило, не выходят за пределы категорий «знание», «понимание» и «применение». Следующие за ними в таксономии категории «анализ», «синтез», «оценка» обычно отражают характеристики уровня возможного, но не необходимого в процессе обучения, что соответствует вариативной части содержания образования.
Следующий этап конкретизации целей - определение конкретных действий учащихся с определенным результатом. Каждая структурная единица из соответствующей категории учебных целей разбивается на некоторое множество видов конкретных действий, которые, во-первых, целостно описывают эту структурную единицу, а во-вторых, максимально диагностичны. Такой подход к целеполаганию позволяет измерить результат. В таблице 2 приведен пример такого действия с некоторыми единицами из таблицы 1. (Приложение. Таблица 2)
Таким образом, при конструировании целей обучения математике необходимо осуществить ряд процедур: изучить цели, изложенные в стандарте по данной теме; максимально конкретизировать их, взяв за основу одну из основных таксономий; для каждого уровня целей, представленного в таксономии, выделить структурные единицы; каждую из которых соотнести с категорией учебных целей; разбить каждую структурную единицу из соответствующей категории учебных целей на некоторое множество видов конкретных действий. Учебные цели становятся идентифицируемые и наделяются критериальными признаками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий. / В.П. Беспалько /- М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. / М.В. Кларин / - М.: Знание, 1989. - 80 с.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителей. / А.К. Маркова / - М.: Просвещение, 1993. - 12 с. Разместил Лектор 28 марта 2012 года Комментарии Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться |