Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Краеведение  -  К 100-летию МПК Сороковые - роковые  - 

 

К 100-летию МПК Сороковые - роковые

  1
Автор: Степанов Сергей Григорьевич
МПК им. А.С.Пушкина
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян
В последние мирные дни училище готовилось к выпускным экзаменам, лучшие студенты были отправлены для продолжения обучения в Красноярский педагогический институт, выпускник 1939 г. Верясов Н.М. был принят на работу в училище преподавателем физической культуры. Но мирную жизнь нарушила война.
В первые же дни уходят на фронт преподаватели и студенты училища. Верясов Николай Матвеевич, преподаватель физической культуры и военно-спортивной секции, в 1941 году одним из первых ушел на фронт. Прошел всю войну, имеет награды. После войны окончил военное училище и академию, дослужился до звания генерал-майора.
Новоселов Иван Александрович в начале 1943 г., когда погиб на фронте его отец, сразу ушел на войну. Восемнадцатилетним юношей принял первый бой на Курской дуге в составе 292-го Минометного полка 18-го танкового корпуса. Служил связистом в артиллерийской части. В 1944 г. был тяжело ранен в голову. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За взятие Берлина», «За отвагу». Демобилизован в мае 1945 г. После войны работал преподавателем музыки в училище до ухода на заслуженный отдых.
Фокин Николай Андреевич в рядах Красной армии с 12 января 1942 г. Командир отделения минометчиков, младший лейтенант, командир танка. Воевал на Центральном и Первом Белорусском фронте. При форсировании Одера был ранен в третий раз и очень тяжело, войну закончил в 1945 во Франкфурте - на Одере, награжден орденами и медалями. После войны учеба в вузе, работа в педучилище преподавателем биологии, 5-ти кратное участие в выставках ВДНХ.
Яхонтов Михаил Константинович окончил полковую школу командиров станковых пулеметов. Он прошел командиром взвода пулеметчиков 3-го Белорусского фронта 83-ей Гвардейской прорывной дивизии всю войну. Белоруссия, Литва, Восточная Пруссия. Был трижды ранен, а четвертое ранение, самое тяжелое, получил под Кенигсбергом в январе 1945 г. С фронта унес инвалидность и правительственные награды. Пулемет сменил на баян, учил студентов МПУ овладению музыкальным инструментом.
Файзулин Якуб Васильевич после окончания средней школы поступил в 1940 г. в Томское артиллерийское училище, а с июля по ноябрь месяц 1941 г. уже участвовал в военных действиях в составе среднего командного состава Красной Армии. После одного из боев в Крыму, в бессознательном состоянии был подобран на поле боя жителями и ими был поставлен на ноги. Два года был членом подпольной группы сопротивления врагу. После освобождения Украины он в составе 3-го Украинского фронта прошел с боями до Австрии, награжден орденами и медалями. Демобилизован в августе 1946 г. Работал в училище военруком с 1958 по 1985 год.
Чучалин Сергей Иванович в 1938 году окончил Минусинское педагогическое училище, затем поступил в Томское артиллерийское училище, после окончания которого в 1941 году отправлен на фронт в звании лейтенанта. В 1945 году вернулся домой, получил профессию учителя физики, работал в Минусинском педагогическом училище с 1966 по 1982 год.
Павел Фомич Попов Герой Советского Союза, окончил педтехникум в составе первого выпуска, затем работал учителем математики и физики в п. Сарала, Аскизе, Ермаковском районе, Абакане. Перед войной с отличием окончил Красноярский педагогический институт. По просьбе факультета, он остался учителем математики при базовой школе № 11, откуда и ушел на фронт. Ему было 35 лет. Младший лейтенант, командир взвода мотострелкового батальона 69-й механизированной бригады (9-й механизированный корпус, 3-я гвардейская танковая армия, Воронежский фронт). В ночь на 22 августа 1943 г. одним из первых в батальоне под непрерывным огнем противника, форсировал Днепр, захватил и удержал своим взводом юго-западную окраину села Зарубинцы Киевской области. Умело командуя взводом, он в решающие моменты первым поднимался в атаку, увлекая за собой бойцов подразделения, проявляя смелость, находчивость и смекалку. Лично уничтожил несколько десятков солдат и офицеров противника, давая возможность батальону овладеть правым берегом Днепра. За успешное участие в сражении за Днепр Павел Фомич был отмечен высокими государственными наградами - Орденами Ленина, Красной Звезды, а 17 ноября 1943 г. получил звание Героя Советского Союза. В последующие месяцы войны Герой Советского Союза П.Ф.Попов командовал стрелковой ротой, участвовал в освобождении Киева, Житомира, Винницы, Воронежа, Проскурова и других городов. Смертельную рану получил в бою под г. Проскурсов Хмельницкой области и 10 марта 1944 г. скончался. Похоронен в братской могиле в г. Шепетовка. Имя героя носят улицы в Красноярске. Абакане, Минусинске, музейные выставки, посвященные Герою СССР, действуют в СОШ № 30 г. Абакана, Минусинском педагогическом колледже им. А.С.Пушкина, СОШ № 11 г. Красноярска, КГПУ им. В.П.Астафьева, а во дворе аскизской школы установлен бюст.
Преподаватель истории Туров Григорий Ефимович родом из крестьянской семьи. После сельской трехлетки стал батраком в кулацких хозяйствах. С 1924 г. работник политпросвета, а в 1931 г. направлен в Москву учиться в историко-философском институте. Успешно его закончив и пройдя установленный испытательный срок педагогической работы, получил звание учителя средней школы. Полученный диплом Московского вуза дал ему право преподавать экономику в вузах, техникумах, рабфаках и школе старшего звена. В Минусинске с 1938 года. Работал заведующим школой, преподавателем истории и экономики в педучилище, школе № 4, а с июля 1940 г. директором школы № 3. Ушел на фронт добровольцем в Новгородскую сибирскую дивизию в сентябре 1942 года. В бою за с. Демихи Смоленской области он был ранен в обе ноги. По свидетельству очевидцев, наступление шло так молниеносно, что никто не смог оказать ему помощь, а когда возвращались, то раненого уже не было в живых. По всей вероятности, он скончался от потери крови. Похоронен в братской могиле.
Стрельников Павел Степанович, выпускник Минусинского педагогического училища 1941 г. В октябре 1942 г. был призван на фронт в составе 243-й стрелковой Краснознаменной орденов Суворова и Ленина гвардейской дивизии. Прошел боевой путь от Сталинграда до Славянска на Украине. Награжден Орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями, был дважды ранен. С 1955 по 1983 гг. работал военруком, учителем физической культуры и рисования.
Сысолятин Геннадий Филимонович, выпускник Минусинского педагогического училища им. А.С.Пушкина 1940 г., в 20 лет уже командовал взводом управления артиллерийской батареи, был правой рукой комбата. Из Сталинградской битвы - в Курскую, из нее в госпиталь. И снова в бой под город Ковель, где командовал минометной батареей 1283 стрелкового полка 60-й Севской стрелковой дивизии, затем первый Белорусский фронт. И снова госпиталь, возвращение домой.
«Беспощадной войной опаленный,
В Минусинск возвращаясь назад,
8 суток на полке вагонной
не смыкал свои очи солдат»
Прошла война и совпавшая с ней юность. Тяжелая молодость, закаленная в огне сражений, стала для него школой мужества. Работая корреспондентом в газете «Власть труда», он начал писать стихи о городе и его людях. Так появились первые произведения: поэма «Аптекарь», «Песня о Щетинкине», «Саян-камень», «Партизаны» и другие. Переехав в Абакан, он стал профессиональным поэтом и более полувека посвятил себя творчеству.
Ушли на фронт выпускники-отличники и студенты педагогического училища Иван Козлов, Яков Летов, Михаил Малков, Виктор Поляков, Анатолий Арзамасов, Клавдия Мухина, Екатерина Кузьмина, Татьяна Шлапунова, Анна Мурашова, Татьяна Яковлева.
Жизнь продолжалась и далеко за линией фронта. Учебные корпуса взяты под госпитали для раненых солдат с фронта, где студенты дежурили в свободное от учебы время, читали раненым книги, писали письма родным, шили одежду, вязали теплые вещи и сдавали на сборный пункт для отправки на фронт. Занятия шли в помещениях школ в третью смену и на частных квартирах, библиотека находилась в музее им. Н.М.Мартьянова. Студенты изучали трактор, комбайн, а через ДОСААФ получали военные специальности медсестер, связистов, парашютистов, пулеметчиков и летчиков. Военрук Богданов А.Н. обучал студентов владению винтовкой, станковым пулеметом, гранатой. Когда потребовалась помощь Сталинграду, 60 учащихся добровольно ушли на фронт. Топливо и продукты для столовой заготавливали сами и на лошади возили с опытного подсобного хозяйства за городом. Жили очень скудно, работали в колхозах, помогали фронту собранными деньгами, воодушевляли солдат письмами. "Хлеба пайку на день возьмешь, а съешь сразу. Голова кружится постоянно. Сидишь в подвальном помещении занимаешься, а рядом из столовой такие запахи шли! Голова разболится так, что под руки друг друга выводили наверх. Помогала в питании рубленая свекла, просо со своего опытного участка, где мы просо сеяли по 5-6 га, картофеля садили 1-2 га. Обрабатывали урожай силами учителей, у которых летних каникул не было. И сено они же заготавливали. Просо косили косами. Косы точил и отбивал сам директор Носков Павел Ефимович", - из воспоминания Быковской Анастасии. "Было плохо с учебниками, а с питанием еще хуже, выдавали 300-400 г. овсяного хлеба, который студенты не могли донести до дома, съедали на ходу", - вспоминает О.Г.Волковская-Каро.
Из воспоминаний Павла Ефимовича Носкова, преподавателя педагогики и психологии: "Весь коллектив работников и учащихся стойко переносил тяготы войны. На уроках часто приходилось утешать учащихся, получивших похоронные извещения о гибели отцов, братьев. И у преподавателей тоже было горе: то муж погиб, то брат. Тяжелое было время, но учились, не хныкали, не жаловались на трудности. Устраивали и вечера, на которых главным угощением была просяная каша, толченный картофель без масла и хлеба... Мы делали отчисления из фонда заработной платы работников и стипендий учащихся в фонд Обороны страны в размере и двухдневного и месячного заработка. Только в одной такой акции мы собрали для фронта 11820 рублей, кроме того, участвовали в сборе средств на постройку самолета "Минусинский учитель" да еще отдельным семьям учащихся помогали. Запомнился митинг 9 мая 1945 г. на музейной площади. Все обнимались, целовались, плакали. Ведь окончилась война!" Несмотря на все трудности и невзгоды, за годы войны из стен училища вышло 325 специалистов: 1941 г. - 79 человек, 1942 г. - 51 человек, 1943 г. - 53 человека, 1944 г. - 62 человека, 1945 г. - 80 человек.

При подготовке статьи были использованы материалы архива Минусинского педагогического колледжа имени А.С.Пушкина.
Разместил  s581960   16 января 2022 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
В новом веке профессия педагога теряет свой престиж и уважение. Рыночная действительность привела к снижению ресурсной поддержки системы образования и защищённости учителя государством, что приводит к...

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации