| Публикации Краеведение Страницы истории села Табат
| | Страницы истории села Табат 0 Автор: Александренко Татьяна Евгеньевна МПК им. А.С.Пушкина |
Село Табат появилось на карте России в 18 веке. Для охраны Кузнецких заводов нужны были сторожевые посты, препятствующие проникновению джунгарских ханов. По преданию, на берегах таёжных речек уже существовали хакасские стойбища. К ним-то и присоединились пришлые казачки. В нашей местности первым было стойбище хакаса Табатки. От него, наверное, и пошло название села и реки. Из статьи Прасковьи Устиновны Малыхиной (родилась в 1923 году в селе Табат, работала учителем русского языка и литературы) я узнала, что в 1740-50 гг. заимка или хутор, но что-то существовало под названием Табат. Село Табат свое название берет от юрты, принадлежащей хакасу по имени Табат. Жители занимались скотоводством, рыболовством, охотой, в тайге было много зверей. Постепенно приходили новые люди, начали осваивать новые земли, а также стали сеять пшеницу, овес, ячмень, лен. Деревней Табат стал называться в конце 19 столетия, а в 1870 году – селом, когда уже была церковь. В селе жили православные люди. Вначале они молились в довольно большом доме, затем была построена церковь, деревянная, небольшая. Позднее была построена большая церковь с куполами. В церкви висели две большие, красивые люстры со множеством свечей. Красивый алтарь, уставленный иконами, дверь в алтарь занавешивалась зеленым с розовыми переливами шелком. Из алтаря по трем ступенькам священник сходил к аналою, покрытому бархатной скатертью. В церкви была плащаница Христа, на Пасху плащаницу обносили вокруг церкви.Любо было жителям с. Табат слушать перезвон колоколов, а в праздничные дни смотреть на богомольцев, пришедших в церковь на богослужение. В 30-е годы церковь была варварски разрушена. Сняли кресты, разбили иконы. Бревна увезли за деревню на постройку электростанции, которая так и не была построена. Многие иконы унесли старушки, которые постоянно прислуживали в церкви. Целых 100 лет прошло, прежде чем появилась в поселении школа. В начале 80-х годов 19 века в селе был только один грамотный человек - отец Василий, фамилия его не известна. Население Табата было неграмотное, но примерно в конце 19 века в деревню приехал учитель. Он учил детей на дому, звали его Тарас Ильич. Учил он арифметике, чтению, письму, рисованию. Учащихся было очень мало, не более 10 человек из зажиточных семей. В 1887 году на сходе решили построить школу. С 1 сентября 1888 года начались занятия в новой школе. Это была начальная школа и оставалась таковой до 1935 года. До революции жили единолично, были богатые и бедные. Богатые уже строили большие дома, держали много скота, лошадей, овец, домашнюю птицу. Зажиточный крестьянин Карпухин имел даже свой маральник. А Егор Метелкин, кроме скота и лошадей, держал до 1000 овец. Никифор Иванович Смирнов держал большую пасеку. Их крестовые дома сохранились до сих пор. В основном же жители Табата были середняки, с большими семьями, ютились в избушках, многие были безлошадные, в основном батрачили на богатых и зажиточных. Занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой, сеяли лен, коноплю, из волокна которых ткали холщовое полотно, шедшее в основном на одежду. Из шерсти тоже ткали полотно, шили шерстяные шабуры, однорядки, одеяла, половики, из конопли вили веревки. Из березы гнали деготь, делали из леса домашнюю обстановку, утварь, заготавливали дрова. Из известняка жгли известь. В лесу собирали ягоды, грибы, добывали орехи. Была в деревне маслобойня, из семян конопли, льна, подсолнечников выбивали масло. Молотили зерновые вручную. Много позднее появились сортовки и молотилки. По документам 1911 года, была перепись населения Минусинского уезда Енисейской губернии (Табат входил в Минусинский уезд), где записано: «Деревня Табат расположена на юг от Минусинска в 150 км по реке Табат, в деревне есть церковь «Святого Духа», начальная школа министерства народного просвещения, хлебный магазин, 185 дворов, население всего 1677 человек - 826 мужчин, 851 женщин». Советская власть в Табате установилась в 1919 году. Весь 1918 год было полное безвластие. Установить советскую власть было крайне трудно, так как бедняки были беспомощны, неграмотны, а богатые не хотели советской власти. Они организовывали отряды, скрывались в лесах, совершали ночные вылазки, убивали активистов, пропагандирующих советскую власть. Первым председателем сельского совета был Ефим Мартемьянович Вызов - начальник штаба повстанческой армии, дважды встречавшийся с Лениным. Он был на Путиловском заводе в командировке, выступал там. Труднейшее положение было по всей стране. Новая экономическая политика коснулась и нашего села. Снова появляются кулаки. Помаленьку налаживается жизнь в селе. Начинают образовываться товарищества, которым помогало государство сельхозинвентарем, семенами, давало ссуды деньгами. Позднее стали организовывать колхозы. В труднейших условиях проводилась коллективизация. Великая Отечественная война много горя принесла и в наше село. К1940 году в нашем селе уже были крепкие хозяйства - колхозы, сравнительно высокий уровень жизни народа. Война резко перевернула всю жизнь, все мужское население было мобилизовано и отправлено на фронт, в селе остались дети, женщины, старики. Но деревня, как и вся страна, жила, работала под лозунгом: «Все - для фронта, все - для Победы». Ушедших на фронт заменили женщины и подростки. Работали днем и ночью. Женщины сели на тракторы и комбайны. Пахали, сеяли, убирали урожай, косили сено для скота. Зерно, мясо и другие сельхозпродукты сдавали в фонд обороны. Село трудно переживало военные годы. Были и холод, и голод, и болезни, и смерть. Осиротевших детей отправляли в детский дом, который просуществовал в Табате до 1968 года. Первым директором детского дома был Великосельский, затем - Василий Григорьевич Осетковский. На фронтах Великой Отечественной войны погибло 68 жителей села Табат. В Табате и окрестных селах поставлены памятники погибшим на войне, на памятниках поименно перечислены все погибшие. Разместил s581960 19 декабря 2020 года Комментарии Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться |