Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Краеведение  -  Николай Федорович Катанов  - 

 

Николай Федорович Катанов

  1
Автор: 19. Топоева Аниса Геннадьевна
МПК им. А.С.Пушкина
6 мая 1862 года жители изюмской степи, что под селом Аскиз, сагаец Катанов Фёдор Семенович  и качинца Чаптыкова Мария  подарили миру будущего учёного – тюрколога, профессора Императорского казанского Университета, действительного статского советника Николая Федоровича Катанова. Николай Федорович Катанов известен в востоковедении как ученый-энциклопедист. Его интересовали история, язык, литература, фольклор, этнография, музыка, культура практически всех тюркских народов. Историк и языковед, этнограф и фольклорист, нумизмат и археограф, музеевед и редактор, преподаватель и путешественник - таков диапазон интересов ученого. Он владел почти всеми европейскими, многими восточными языками, знал также древние и мертвые классические языки, свободно читал тюркские руны, шумерскую клинопись, египетские и китайские иероглифы, санскритское письмо, арабскую вязь, древнеуйгурскую и арамейскую графику. Н.Ф.Катанов родился 6 мая 1862 года. Наименование места жительства семьи Коли – Изюм. Оно расположено на левом берегу реки Абакан, в 17 км от с. Аскиз.  Н.Катанов писал в своей автобиографии: «Отец мой был татарин племени Сагай, мать – татарка племени Каш. Племя сагай занимает Сагайскую степь и состоит в ведении Инородной управы, находящейся в Аскизе, Минусинского округа Енисейской губернии». Детство Коли до 7 лет было типичным для ребенка хакасской семьи, проживающей в степной местности.  В 1869 году открылось Аскизское одноклассное сельское училище. Н.Катанов поступил в училище, стал одним из его первых учеников, где обучался русской грамоте. В 1974 году умер отец мальчика. Коля поступает на попечение своего дяди Ефима Семеновича Катанова.             В течении следующих 2 лет (1874–1876г.г.) Коля продолжил учебу в училище, а вечерами занимался письмоводством в Аскизской степной думе, где глубоко познакомился с русской каллиграфией. В 1876 году Коле исполнилось 14 лет, он испытывал страстное желание учиться дальше. Его интересовала история, творчество народов, населявших Сагайскую степь. Николай решает поступать в Красноярскую губернскую гимназию. И вот, в августе 1876 года сирота-инородец Н.Катанов отправился на лодке по реке Абакан и реке Енисей в г.Красноярск, в далекую и неведомую дорогу за знаниями. Восемь лет провёл Николай в стенах гимназии. И там он был лучшим учеником. Трудности закалили Николая. В нем проявлялись такие черты характера, как аккуратность, строгость, твердость. Эти черты сохранились у Н.Катанова на всю последующую жизнь. В Петербургском университете Катанов был 15 августа 1884 года зачислен на разряд арабско-персидско-турецко-татарской словесности. Он получал фундаментальное образование, включающее широкий спектр гуманитарных и специальных востоковедческих дисциплин.  В первой научной экспедиции, кроме тувинцев и хакасов, Н.Катанов изучает языки карагасов (тофалары), наречия сартов, киргизов в Восточной части Семиречья, китайские и минусинские татары. В экспедиции Н.Катанов собирает богатейший этнографический и лингвистический материал. Венцом научного творения Н.Ф.Катанова является его главный труд «Опыт исследования урянхайского языка с указанием главнейших родственных отношений его к другим языкам тюркского корня.  В 1903 году Н.Ф.Катанов защитил «Опыт исследования урянхайского языка » как диссертацию на соискание учёной степени магистра турецко-татарской словесности .   Николай Федорович ратовал за обучение детей на родном языке , чтобы они могли получить полноценные знания об окружающем мире и человеке. Без знания языка и словесного творчества, считал он, невозможно узнать историю и духовную жизнь народа. Как специалист по восточным языкам и знаток «инороднических» школ, Н.Ф.Катанов часто привлекался Министерством народного просвещения для решения назревших вопросов «инородческого» образования. Постоянно поддерживал творческие связи с музеем Н.М.Мартьянова в Минусинске. Весьма плодотворной была его помощь в подготовке музея к участию во всемирной выставке 1900 г. В Париже. На выставке Минусинскому музею был присуждён почётный диплом. Творческая жизнь и просветительская деятельность Николая Федоровича Катанова не замыкалась узкими рамками национальных пристрастий, а служили общему делу продвижению народов России к новым рубежам научного познания и культуры. Его труды получили широкое познание не только в России , но и далеко за её пределами . Он был избран действительным членом Русского географического общества, действительным членом Общества любителей естествознания, антропологии  и этнографии в Москве, членом сотрудником  русского археологического общества в Санкт-Петербурге и ряда других обществ России, действительным членом международного общества наук в Будапеште членом-корреспондентом Финно-угорского общества в Гельсингфорсе.  Лишь в конце 20 века стала возрождаться память об этом замечательном учёном и человеке. 28 сентября 1987 г. на базе музея Аскизской средней школы был создан Аскизский общественный краеведческий музей имени Н. Ф. Катанова.  10 августа 1994 г. Постановлением Президиума Верховного Совета и Совета Министров Республики Хакасия имя Н. Ф. Катанова было присвоено Хакасскому государственному университету (ХГУ). В том же году Верховным Советом республики была учреждена Государственная премия имени Н. Ф. Катанова, которой награждаются наиболее выдающиеся учёные. Сейчас можно говорить о катановедении, как сложившейся отрасли знаний в области тюркологии. Жизнь и творческое наследие Н.Ф.Катанова давно стали объектом изучения учёных разных специальностей. Так-же Н.Ф.Катанов, будучи выходцем из хакасского народа, не принадлежит только ему . Его именем и трудами может гордиться весь народ республики Хакасия, могут гордиться красноярцы, где получил гимназическое образование, может гордится Санкт-Петербург, который дал ему основательную научную подготовку, может гордится Казань, где протекала основная его научно-педагогическая деятельность . В мире тюркологии он стал звездой мировой величины своего времени. Жизнь и деятельность первого хакасского учёного нового времени с мировым именем будут служить примером для новых поколений учёных Республики Хакасия.
Разместил  s581960   26 октября 2020 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
В новом веке профессия педагога теряет свой престиж и уважение. Рыночная действительность привела к снижению ресурсной поддержки системы образования и защищённости учителя государством, что приводит к...

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации