Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Научно-практическая конференция  -  XVI региональная студенческая научно – практическая конференция «Студенческая наука - территория исследования» 2017 год  -  Роль музыкального восприятия в развитии эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста  - 

 

Роль музыкального восприятия в развитии эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста

  2
Автор: Ольшанская Александра Александровна
Норильский педагогический колледж
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ольшанская Александра Александровна
КГБПОУ «Норильский педагогический колледж»
Студентка II курса Дошкольного отделения
Научный руководитель:
Исаак Елена Николаевна, преподаватель ВКК
Из поколения в поколение веками бережно накапливаются, сохраняются и передаются духовные традиции, культурные ценности народа. Освоение этих традиций и  ценностей может проходить лишь через сопереживание, поэтому духовная культура личности строится с опорой на эмоциональную, сенсорную и интонационную культуру. Становление всех аспектов духовности детей происходит в процессе и через формирование музыкальной культуры.
Как и другие виды искусства, музыка развивает в человеке художественное и духовное начало, она повышает творческий потенциал личности через развитие эмоциональной отзывчивости и воспитание способности к переживанию того, что происходит в окружающем мире.
Целью нашей работы явилось выявление роли музыкального восприятия в развитии эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная отзывчивость детей.
Предмет исследования:  роль музыкального восприятия в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольного возраста.
Для реализации цели нами были  поставлены  следующие  задачи:
1. Проанализировать особенности музыкального  восприятия
2. Охарактеризовать эмоциональную отзывчивость
3.Выявить влияние музыкального восприятия на эмоциональную отзывчивость.
Методы исследования:
• Изучение литературы по теме исследования;
• Наблюдение;
• Диагностические исследования;
• Обработка материалов исследования.
База исследования МБДОУ№ 3 «Солнышко», дети средней группы в количестве  25 человек.
Вначале мы проанализировали  сущность понятий «эмоциональная отзывчивость» и «музыкальное восприятие» и выяснили, что: эмоциональная отзывчивость -  это внешнее проявление внутреннего мира человека, которая позволяет определить его отношение к происходящему. Она основывается на чувствительности к поведению других людей,  искусству,  природе.
Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка».

          Музыкальное восприятие - это разновидность эстетического восприятия, его частный вид. Оно обладает свойствами, присущими восприятию искусства в целом, но в то же время имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой музыкального искусства. Воспринимая музыку, человек должен чувствовать ее красоту и совершенство.
В своем исследовании мы рассмотрели роль музыкального восприятия в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников.
Критериями эмоционального компонента музыкального восприятия в нашем исследовании  стали:
 способность к эмоционально-образному восприятию произведений искусства;
 умение «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние.
Для изучения способности эмоционально-эстетического переживания музыки мы использовали метод цветового уподобления характеру звучания музыки, Детям давалось задание «Нарисуй музыку». Стимулирующим материалом послужила музыка А. Вивальди «Времена года. Лето».
После слушания музыки детям предлагалось нарисовать то настроение и характер, которые они почувствовали в музыке. По окончании рисования дошкольники рассказывают, какое настроение они передали в рисунке. Дети рисовали разных животных, членов своей семьи, но чаще природу. Доминирующими цветами были желтый, зеленый и розовый, что свидетельствует о позитивном восприятии. Во время рассказов о том,  какое настроение передали в рисунке, большинство из детей копировали  ответы других, не имея порой своего собственного мнения.
В соответствии с критериями, разработанными О.П.Радыновой у  4-х детей высокий,  у 12 – средний, а у 9 -  низкий уровень цветового уподобления.
Для определения у детей способности «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние мы использовали метод двигательного уподобления характеру звучания музыки, детям давалось задание изобразить, предложенный композитором образ. Стимулирующим материалом послужила музыка К. Сен-Санса «Карнавал животных».
После прослушивания произведения: «Куры и Петух» все дети (100%) точно передали образы, повадки данных персонажей. А во втором произведении  4 девочки точно передали образ Лебедя, у 14  детей  движения похожи на птиц  или плавные движения, и только у 7 человек движения совсем не соответствовали ни характеру, ни повадкам.
Анализ результатов диагностики позволил распределить детей по трем уровням развития эмоциональной отзывчивости:
Высокий уровень имеют 10 человек, что соответствует  40%, Средний у 11 человек – 44%  и  низкий у 4 детей 16% соответственно.
Полученные результаты показали, что многие дети обладают способностью к эмоциональному отклику на музыку, но их эмоциональные проявления ситуативны, а способность к глубокому переживанию эмоционально-эстетического наполнения музыки находится на низком уровне или же вовсе отсутствует.
Анализ вышесказанного, позволяет сделать следующий вывод:
Значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию ребенка. С этой целью педагогам - дошкольникам необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Владос, 2014. – 223с.
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985. – Т.1.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968. - 215 с.
4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – 2-е изд. – М.: Сов. Композитор, 1982. – 216с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика – пресс, 2011. – 157с.
Разместил  Психологиня   24 апреля 2017 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

tregubovae26
27 апреля 2017 06:57
профиль tregubovae26 (Студент)
Очень актуальная информация для музыкальных руководителей ДОУ, воспитателей и родителей. Данная информация может лечь в основу подготовки проблемного педагогического совета, исследование ДОУ эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста.

Новые публикации

 
В новом веке профессия педагога теряет свой престиж и уважение. Рыночная действительность привела к снижению ресурсной поддержки системы образования и защищённости учителя государством, что приводит к...

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации