| Публикации Научно-практическая конференция XVI региональная студенческая научно – практическая конференция «Студенческая наука - территория исследования» 2017 год Работа воспитателя по формированию мотивов поведения детей в раннем возрасте
| | Работа воспитателя по формированию мотивов поведения детей в раннем возрасте 1 Автор: Кузьмина Александра Александровна Норильский педагогический колледж |
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Кузьмина Александра Александровна
КГБПОУ «Норильский педагогический колледж»
студентка II курса Дошкольного отделения
Научный руководитель:
Лебедева Ирина Владимировна к.п.н.,
преподаватель ВКК
В ходе психического развития ребёнка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребёнок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Мотивы поведения ребенка, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь постепенно приобретает определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, вещам, свои способы поведения.
Всё вышеизложенное и определило тему нашего исследования – работа воспитателя по формированию мотивов поведения в раннем возрасте. Исходя из темы, мы определили объект и предмет исследования.
Объект: формирование мотивов поведения детей.
Предмет исследования: работа воспитателя по формированию мотивов поведения.
Цель нашей работы – отбор содержания работы воспитателя по формированию мотивов поведения у детей в раннем возрасте.
Для достижения поставленной цели нам необходимо последовательно решить ряд задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить этапы формирования мотивов поведения;
2. Выявить особенности мотивов поведения на разных возрастных этапах;
3. Описать психолого-педагогические условия для формирования мотивов поведения в раннем возрасте;
4. Определить содержание педагогической работы воспитателя по формированию мотивов поведения детей в раннем возрасте
Мотив - это главный «толчок» для детей, который побуждает их на определенные действия. Валерия Сергеевна Мухина выделила общую характеристику мотивов поведения ребенка.
Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, — мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему.
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего, тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Ребенка очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить: дать взамен игрушки, которой он лишился, другую, или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.
Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых.
Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.
Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать чувство стыда в случаях, если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он неправильно произносит слова, ошибается, рассказывая стишок, и т. п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослыми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его. В некоторых случаях чувство стыда может быть настолько интенсивным, что перевешивает другие побуждения и заставляет ребенка отказаться от привлекательной игрушки или совершить какой-либо другой трудный для него поступок.
Условиями для формирования мотивов являются положительное и частое общение ребенка с воспитателем, родителями и другими взрослыми. В связи с тем, что мы живем в обществе и растим детей социализированных, детям так же необходимо общение со сверстниками. Так как у детей способ общения проходит через предметы, необходимо создать богатую окружающую среду.
Для того чтоб воспитателю создать необходимые условия, он должен хорошо знать особенности детей которые находиться у него в группе, знать возрастные и психические особенности развития детей. Уметь правильно подбирать интонацию и полностью контролировать свою речь при общении с детьми. Необходимо правильно организовывать развивающую предметно-пространственную среду. Следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
Таким образом, если все условия воспитателем будут выполнены, то у ребенка будет стремление и интерес общаться с воспитателем и со сверстниками, и как следствие, у ребенка будут формироваться осознанные мотивы поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2011.-464 с.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
4. Рыжов Б.Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. № 1 (1). С. 5-43.
5. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов.- М., 2001. Комментарии Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться | | 27 апреля 2017 06:33 Автор статьи разработал хороший материал для воспитателей ДОУ, который можно рассмотреть на педагогическом совете, методическом объединении, разработать на его основе практико-ориентированный семинар или исследование. Казалось бы тема избитая, но сегодня в ДОУ работают воспитатели, особенно с детьми раннего возраста с низким уровнем профессиональной компетентности. |
|