| Публикации Научно-практическая конференция XVI региональная студенческая научно – практическая конференция «Студенческая наука - территория исследования» 2017 год Развитие системы женского образования в г. Енисейске в 1861 –1895 гг
| | Развитие системы женского образования в г. Енисейске в 1861 –1895 гг 0 Автор: Сайфутдинова Алина Ильдусовна Енисейский педагогический колледж |
Развитие системы женского образования в г. Енисейске в 1861 –1895 гг.
А. Сайфутдинова
КГБПОУ «Енисейский педагогический коллед»,
научный руководитель А. А. Селивановава
Россия всегда нуждалась в образованных людях, способных понимать задачи правительства и общества в целом. Чтобы понимать, как функционирует система образования и развивается общество на протяжении ряда лет, важным является изучение ее исторического прошлого. Исследование проблемы истории женского образования г. Енисейска в эпоху развития российского капитализма предоставляет возможность показать новые стороны процесса образования, увидеть процесс становления «новой» женщины в начале XX века.
Женщины в России середины XIX в. не имели равных прав с мужчинами не только в политической и экономической жизни, но и в области образования. Женских учебных заведений было гораздо меньше, чем мужских, программы женских школ были скромнее по своему объему и содержанию. Настойчивая борьба женщин за право на получение образования вызывала в 50-х гг. XIX в. интерес общественности к проблеме женского образования. Раздавались призывы правительству обратить внимание на эти проблемы.
Начало женскому образованию было положено в конце 1850-х гг., когда назрела крайняя необходимость в учреждении открытых всесословных женских учебных заведений. В мае 1858 г. было утверждено «Положение о женских училищах ведомство МНП». По этому Положению женским училищам был придан характер преимущественно частных учебных заведений, содержимым на пожертвования и взносы местных обществ и частных лиц. Становление женских школ в Енисейске пришлось на 1960-е годы. А.С. Баландин предложил обществу открыть в Енисейске женское училище «…и выделить на постройку здания 10 000 руб. из запасного капитала, а на содержание его отпускать ежегодно 1 5000 рублей». На изготовление классной мебели и прочего купцы согласились добровольно уплатить с I гильдии по 50 руб., со II – 30 и III – 15 руб., а мещане с каждой ревизской души по 25 коп». Удивительно, но факт - деньги на постройку здания не выпрашиваются из государственной казны, а выделяются городом.
27 августа 1953г. в Енисейске состоялось открытие женского училища 2-го разряда (прогимназия). Учениц поступило 39, из них купеческого сословия – 19, мещанского – 8, крестьянского – 6. Плата за обучение была назначена 15 руб. в год. Педагогический совет училища состоял из начальницы – жены чиновника, законоучителя, учителя арифметики, историка и географа, учителя рисования, учительницы рукоделия воспитательницы. Для заведывания хозяйственной частью училища выбран попечительский совет. Преподавание велось в основном преподавателями мужских гимназий и уездных училищ. С 1869 г. женское училище не действовало, так как пострадало от пожара. Вопрос о женском образовании часто поднимался в городской Думе.
19 марта 1872 г. женское училище было открыто вновь и переименовано в Женскую прогимназию (1872 г.) Однако правила для учениц женских прогимназий очень строгие, соблюдение дисциплины являлось обязательным. Был установлен регламент даже для времени пребывания ученицы вне стен гимназии: «Вставать в 6 утра, в 10 вечера ложиться спать. Время сна должно составлять ровно 8 часов. Повторять уроки с 6.30 утра до того, когда пора идти в прогимназию. 1 час после прогимназии провести на улице». Прогимназия стремилась пополнить свой бюджет проведением спектаклей. В спектаклях играли только учащиеся. Достаточно сложно было проводить такие спектакли. За разрешением нужно было обратиться к директору Красноярской гимназии. А сборы были для прогимназии иногда даже неплохие, например, от двух спектаклей, проведенных в 1875 г., было выручено 240 руб. Родители видели в прогимназии школу кройки и шитья и других, необходимых в жизни занятий. Видели, что дети их по окончании курса находили в ней же приют для занятий в качестве учительниц или наблюдательниц, что давало им кусок хлеба и, так или иначе, помогало им в трудовой жизни, поэтому поощряли строгий регламент учебы.
В 1881 г. женская прогимназия была переименована в гимназию с открытием седьмого, а после и восьмого классов. Это было первое в Енисейске полноценное образовательное учреждение для женщин. Источники указывают на то, что гимназию в большей степени посещали дети состоятельных родителей. Гимназия принимала на обучение учениц разного вероисповедания (православного, католического, иудейского). Сословное деление на дворян, чиновников, духовного звания, городского, сельского тоже было широко представлено. Правила для учениц женских гимназий и прогимназий имели четко выстроенную структуру по параграфам. К примеру, в параграфе «Отношения к начальницам и Наставницам» говорилось, что «ученицы обязаны беспрекословно повиноваться своим Начальницам, Наставницам и Классным надзирательницам как лицам, которым вверена ближайшая забота об их образовании». После семи классов выпускницы женских гимназий получали аттестат учительницы начальной школы, по окончании восьми классов – домашней учительницы, с медалью – домашней наставницы. После окончания восьми классов можно было поступить без экзаменов на платные Высшие женские курсы. 19 марта 1897 г. состоялось торжество по случаю 25-летия женской гимназии.
Помимо гимназии женщина в г. Енисейске могла получить образования в училище. В 1865г. было открыто женское училище для сирот, девиц духовного звания при Иверском женском монастыре (3-х классное). Училище помещалось в корпусе настоятельницы. Из собственных средств монастырь ежегодно оплачивал отопление, освещение, до 750 рублей тратилось на содержание училища. Иверский женский монастырь занимал большую площадь у р. Мельничной - это близ центра города. Привлекало училище большей частью преподаванием разнообразного рукоделия.
В 1893г была открыта Воскресная школа для девочек. По сословному состоянию в школе на 1895 г. преобладало мещанское – 43 ученицы, на втором месте крестьянское сословие – 38, третье место принадлежало дворянскому сословию – 3, казачьего и поселенческого сословия по одной ученице. Занятия шли по воскресеньям и бесплатно, учили только чтению и письму. Для многих семей и такой начальный уровень женского образования уже был достижением. Весь преподавательский состав Воскресной школы работал безвозмездно. В школе с желанием преподавали Баландина Вера Арсеньевна, Востротина Екатерина Игнатьевна, Востротина Мария Васильевна, Кытманова Валентина Андреевна, Кытманова Вера Александровна и другие женщины известных в городе фамилий.
В Енисейске существовали и Частные школы. Например, частная школа имени Алексея Софроновича Баландина была открыта по инициативе его жены Веры Арсеньевны Баландиной в 1895 г. Высоко образованная женщина заботилась о создании условий для получения образования в городе. В среднем в школе обучалось 50 учениц, для группы грамотных была введена кройка. Обязательными для обучения были предметы Закон Божий, чтение, письмо, грамматика, арифметика и русская история. Преподавательский состав состоял из преподавателей женской гимназии. Все ученицы распределялись по степени своих знаний на 7 групп. Судя по документам, школа была доступна всем сословиям. Успехи учащихся внимательно отслеживались, и на основании итогов усвоения программы проводился перевод из одной группы в другую. При школе Общество открыло библиотеку для учителей в размере 10 томов, а для учащихся в количестве 673 томов. Учениц не обделяли и проведением праздников, которые устраивались на средства общества и личные средства распорядительницы школы Веры Арсеньевны Баландиной. Школа регулярно проводила педагогические заседания, о чем свидетельствуют протоколы. А в отчетах говорилось не только об успехах, но и о недостатках, например, таких, как неудовлетворительное обучение взрослых учениц (недостаточный и малый оббьем знаний).
Все образовательные учебные заведения города существовали на деньги благотворителей, это в основном были люди высшего сословия, среди них А. И. Кытманов, А. С. Баландин и др. Становление женского образования в городе действительно формировало «новую» женщину XX века, которая уже могла работать, содержать себя, а порой и семью, быть на виду и нести пользу обществу, быть заметной. Женская школа сибирского города отражала, как в зеркале, все положительные и негативные процессы, происходившие в женской школе России. С приходом советской власти большинство образовательных учреждений были закрыты, началось становление новой советской школы.
Список литературы;
1. Бибикова В.В. Роль частной и общественной инициативы образования Енисейской губернии в XIX – начала XX в. Красноярск. 2004. С. 80
2. Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594 – 1893. (1858 г.) В 4 т. Енисейск. 1893. С.352
3. МО Енисейский архив. Ф.6. Оп. 1. Д. 32. Л. 7
4. Описание Енисейскаго Иверскаго девичьяго монастыря. Сост. Д.Евтихеев. Енисейск. 1887. С.34
5. Шилов А.И. Средняя школа Восточной Сибири конец XIX – начала XX вв. Ч.1. Красноярск, 1998.С. 23 Комментарии Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться |