| Публикации Научно-практическая конференция XVI региональная студенческая научно – практическая конференция «Студенческая наука - территория исследования» 2017 год Волшебный мир кукольного театра
| | Волшебный мир кукольного театра 1 Автор: Мерзлякова Полина Романовна Енисейский педагогический колледж |
Волшебный мир кукольного театра
Мерзлякова П,
студентка специальности «Дошкольное образование»,
КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж»
руководитель Рудаковская Н.А, педагог-организатор
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки. Только они ожили, задвигались, заговорили - стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно. Кукольный театр - это один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии и т.д. Кукольный театр является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
На основе опроса, проведенного среди дошкольников, посещающих студию «Дошколенок» в Енисейском педагогическом колледже, был сделан вывод, что 82 % опрошенных детей с удовольствием посещают театральные кукольные спектакли со своими родителями или в детском саду. Однако 33% опрошенных дошкольников не знают, кто изготавливает куклы, а 54 % опрошенных ребят не знают, что в нашем небольшом городе тоже есть кукольный театр. Но все опрошенные дошкольники хотели бы узнать об истории кукольного театра и познакомиться с разновидностями театральных кукол. Таким образом, я решила изучить литературу по данной теме, собрать и структурировать информацию, которая может быть использована на занятиях при работе в студии «Дошколенок» в рамках профессиональной практики.
Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и таким образом получился театр. В каждой стране появились свои любимые куклы, например, в России - Петрушка, в Италии - Пульчинелла, в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Германии – Кашперле и Гансвурст, в Чехословакии – Кашпарек.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только после Октябрьской революции. А сейчас их свыше ста. Это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников. Одним из самых известных и первых кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.
Какие куклы играют в кукольных театрах? В ходе выполнения своей работы я не нашла какой то определенной классификации театральных кукол. В разных источниках она разная. Я решила составить свою классификацию, исходя из видов и разновидностей кукол, а их достаточно много. Например, куклы на тростях, перчаточные куклы, куклы автоматы, куклы для театра теней, планшетные куклы, пальчиковые, куклы марионетки и т.д. Существуют также шагающие куклы - игрушки, которые могут служить в качестве настольного театра, предназначены для развития моторики рук ребенка, напольные куклы – куклы, у которых имеются специальные тканевые петли для рук, а так же тапочки, куда кукловод вставляет ноги. Голова куклы крепится на шее кукловода специальной лентой - застежкой или веревкой.
Я выделила три основные группы кукол:
1.Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых), к таким куклам относятся те, которыми управляют актеры-кукловоды, скрытые за ширмой, т.е куклы, управляемые снизу. Но бывает и так, что кукловоды не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Это куклы, которые перемещаются по полу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3. Театр кукол срединных. Срединные куклы находятся на уровне стола, к ним относятся марионетки, театр теней. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод.
Рождается театральная кукла в голове режиссера. Окончательный этап в изготовлении театральной куклы - мастерская механика. Тут игрушка обретает трость и скелет, которые превращают куклу в настоящего актера. Пластилин, гипс, папье-маше, краски, ткань и трость - это и есть секрет настоящей театральной куклы. В руках актеров, чьи лица не видят зрители, маленькие театральные герои оживают.
Для организации театрализованной деятельности с дошкольниками можно использовать куклы, выполненные промышленностью или специалистами. Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, творческие, изобретательские способности. Их можно изготовить из картона, цветной бумаги, проволоки, коробок, поролона и т.д. Я решила этих кукол также классифицировать по основным группам. К верховым отнесла кукол из компакт-дисков, кукол на ложках и на пластиковых тарелочках. К срединным настольный театр – куклы из конусов и цилиндров, плоские куклы из картона на устойчивой подставке, куклы из коробочек, куклы из природного материала, магнитные куклы, куклы – оригами, куклы для фланелеграфа, куклы из прищепок. Таким образом, мне удалось создать схему – классификацию театральных кукол, по которой можно рассказывать дошкольникам о разнообразии кукол, их группах и особенностях.
Не раз театральные кукольные постановки мы видели на сцене народного театра г.Енисейска. Я решила познакомиться с историей этого театра и встретилась с его руководителем Евгением Ивановичем Васильевым. Узнала, что театр в г.Енисейске начал существовать с 1855г. В 1980-81 годах появился второй театр — кукол. Как и взрослый, кукольный театр много ездил по краю. Актеры-кукольники часто гастролировали по поселкам и деревням, расположенным на берегу Енисея, до Дудинки, плавали и по Ангаре до Богучан. Спектакль в людях и куклах «Сказ про Федота стрельца, удалого молодца» в 1988 году стал дипломантом Всероссийского зонального фестиваля в г.Хабаровске и лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества в Абакане. В 1992 году Енисейский театр кукол получил второе название - Народный кукольный театр. Созданная при нём детская театральная студия «Казачок» в 2002 году получила диплом «Лучший театральный коллектив края» за показ в Красноярске спектакля по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В 2000 году со спектаклем «У ёлки» театр кукол занял второе место на Международном театральном фестивале в г.Сочи. Со спектаклями «Лешуня» и «Золотой цыплёнок» театр кукол объехал все населенные пункты района. Енисейский народный театр и сейчас является центром духовной жизни города Енисейска и района, оставаясь популярным и истинно народным.
При встрече Евгений Иванович показал блестящий мастер-класс, продемонстрировав, как буквально из ничего, из простейших подручных материалов (поролона, старых грампластинок, папье-маше, из куска жести или алюминия) можно сделать прекрасную театральную куклу.
Таким образом, мне удалось собрать и структурировать информацию о кукольном театре, который является не только забавой для веселого времяпрепровождения, но и дает воспитательные уроки детям, обучая их правилам общения, дружбы, любви, правды, добра и зла. В процессе встречи с Васильевым Е.И. мной создан фоторяд, по которому можно рассказывать детям о кукольном театре г.Енисейска. Некоторые приемы, которым меня научил кукольных дел мастер, можно использовать на занятиях с дошкольниками при конструировании кукол.
Библиографический список:
1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М., 2005 г.;
2. Голдовский Б. Куклы. Энциклопедия. М., 2004 г.;
3. Соркина Н. Программа «Театр- творчество – дети», 2010 г.;
4. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997 г.;
5. Цветкова И.В. Эстетическое воспитание младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2003 г. Комментарии Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться | | 27 апреля 2017 06:16 Театральное творчество детей дошкольного возраста несомненно важный аспект, замечательно когда воспитатели включают данный вид деятельности в свою практику. Еще больший воспитательный эффект несет процесс совместного изготовления театральных кукол, это рождение чуда с оживлением персонажа. В результате сотворчества родится продукт, который наверняка будет самой любимой игрушкой. |
| | 26 апреля 2017 18:23 Я согласна с автором статьи. Ведь главные герои кукольного театра знакомы всем. Они играют много ролей в жизни ребёнка: познавательная, развивающая, воспитывавшую и т.д. |
|