Влияние кукол Монстр Хай на формирующуюся личность дошкольника
Голдобина И,
студентка специальности «Дошкольное образование»,
КГБПОУ «Енисейский педагогический колледж»
руководитель Рудаковская Н.А, педагог-организатор
Куклы Moнстр Хай у многих ассоциируются с известным мультфильмом. Изначально же Monster High (Монстр Хай, Монстер Хай, Школа Монстров) - это была не книжка, не мультик, не фильм, а именно серия кукол от создателя легендарной куклы Барби – американской компании-производителя игрушек Mattel. Куклы Moнстр Хай были разработаны сотрудником компании Гарреттом Сандером (Garrett Sander) и его командой из отдела разработки игрушек для девочек на основе иллюстраций, которые нарисовал известный художник-иллюстратор, создатель комиксов Глен Хансон (Glen Hanson). Официальный релиз первой серии Moнстр Хай состоялся в июле 2010 года, однако дизайн персонажей и сюжетная линия были созданы уже в 2008 году. Первые партии кукол имели настолько большой успех, что буквально через пару месяцев компания Mattel представила поклонникам специальную серию, которую планировалось выпустить в 2011 году. В мае 2011 года Монстр Хай появились в продаже и в России.
«Особую любовь» в нашей стране эти куклы завоевали после выхода в эфир мультсериала «Школа Монстр Хай». На первый взгляд, это обычное учебное заведение, где учатся и общаются дети. Но это лишь поверхностное впечатление. Лозунг этого образовательного учреждения: «Будь самим собой, будь уникальным, будь монстром». Все дети, которые учатся здесь, – это дети монстров: дети растительного монстра, призрака оперы, сумасшедшего ученого, мумии, вампира и оборотня и т.д. И все же в мультсериале есть поучительные моменты. Местами они учат добру, сплоченности, взаимовыручке, трудолюбию и усердию в учебе. Преподносят понимание о том, что девочка должна быть красивой, ухоженной, милой. Это показатель ее привлекательности и женственности, мягкости и честности. Мультфильм имеет возрастные ограничения «6+». Продаваемые в магазинах игрушки Монстр Хай также имеют на своей коробке персональное возрастные ограничения от «6+» до «14+». В целом Монстр Хай позиционируются как куклы для подростков, но на деле возрастной ценз на них стоит «6+».
Внешний вид этих кукол отражает их родословную – клыки, серый и зелёный цвет тела, рога, яркая красная помада на лице, разноцветные волосы, отделяемые от тела части рук и ног, неотъемлемые атрибуты их жизни - кроватки в виде гробов, шкафы с черепами и т.д. Если рассмотреть этих кукол детально, то можно отметить, что они очень хорошего качества, у них отлично продуман дизайн. Необычные, интересные, яркие, привлекающие внимание. Волосы очень хорошего качества, густые, как натуральные, прошиты по всей голове, а не только по краю. Цвет головы, рук, ног, тела однородный, но вот пропорции частей тела совсем далеки от естественных женственных форм. Огромная голова и худенькое тельце, «ноги от ушей». Каждая кукла наделена своим собственным индивидуальным характером. У каждой есть свои привычки, интересы, даже домашние питомцы. Для кукол предоставляется огромное количество дополнительных аксессуаров. Домики, кроватки, кухни, расчески, украшения, туфельки, сумочки и многое другое. Для каждой героини вещи выполнены в ее индивидуальном стиле, цветовом решении, со смысловой нагрузкой. У каждой героини своя история появления, кто-то дочь Франкенштейна, кто-то дочь Дракулы и т. д.
Во время педагогической практики в студии «Дошколенок», функционирующей на базе Енисейского педагогического колледжа, я обратила внимание, что некоторые дошкольники приносят из дома и играют разными игрушками, в том числе и куклами Монстр Хай. Считаю, что кукла - это игрушка, предназначенная для игры, в которой формируется характер и мировосприятие ребенка. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Куклы выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Кукла имеет своё значение, она должна обучать и развивать, прививать добрые чувства, вызывать положительные эмоции. Мне стало интересно, какие качества помогает развивать кукла Монстр Хай и какую пользу она может принести дошкольникам? Чему могут научить детей игры с монстрами, оборотнями и вампирами?
На основе опроса, проведенного среди дошкольников, посещающих студию «Дошколенок», сделан вывод, что только 22 % опрошенных дошкольников любят играть такими куклами, 33 % опрошенных детей - эти куклы нравятся, но родители им этих кукол не покупают и 36% опрошенных детей подобные куклы не нравятся вообще, остальные ребята затруднялись ответить на вопросы. В процессе обработки результатов опроса родителей дошкольников выяснилось, что все опрошенные родители не купили бы куклу Монстер Хай своему ребенку, считают, что эта кукла бесполезна, 85% боятся, что если кукла попадет им в руки, то она отрицательно повлияет на психику ребенка, 75% опрошенных родителей считают, что такие куклы не для игры дошкольников. Также был проведён опрос воспитателей ДОУ (12 человек), 50% из которых подтвердили наличие кукол Монстр Хай у воспитанников. Все опрошенные педагоги не считают этих кукол полезными и не купили бы такие игрушки своему собственному ребенку.
Проанализировав мнения психологов, пришла к выводу, что не все психологи видят в куклах Монстр Хай угрозу развития детей - дошкольников. Они считают, что не надо запрещать те игрушки, с какими хотят играть дети. Ведь если не купить ребенку то, что он хочет, то у ребенка может быть стресс, что в свою очередь отрицательно повлияет на его психику. Другая же часть психологов считает, что надо правильно подходить к выбору игрушек для детей, покупать кукол в соответствии с возрастом. Любая игрушка несет информацию, помогает познавать окружающий мир, дает простор для фантазии. Если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Кукла формирует образ и ценности. Игрушки и окружающие предметы – это то, с чем ребенок себя идентифицирует. Куклы Монстр Хай одеждой и макияжем провоцируют нескромное, безвкусное и раскованное поведение детей, которые идентифицируют себя с ними. Агрессивно выразительные «лица», татуировки, яркий макияж кукол могут стимулировать формирование раннего стремления к проявлению искаженной женской сексуальности. Добавляют пессимизма в анализе кукол и их атрибутика. У кукол есть гроб, кровать пыток, резиновый монстр, которого можно растягивать до бесконечности, при этом игрушка издает душераздирающие крики жертвы. Все это может порождать в ребенке жестокость, желание насилия, вырабатывают привычку к нему. Своим внешним видом, атрибутикой они могут подсказать ребенку, как причинять физический вред себе и окружающим.
Таким образом, по большинству мнений родителей, воспитателей детских садов и специалистов – психологов, куклы Монстр Хай по «этико-эстетическим характеристикам» не несут положительной информации и вредны для психики ребенка в дошкольном возрасте, подсознательно уничтожают у ребенка позитивное восприятие мира, формируют склонность к недовольству своим телом, внешностью. Ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям, если этого не сделано, то кукла может оказать негативное воздействие на ребёнка. Куклы - отличное лечебное средство от любого страха. Однако, образы кукол - монстров могут провоцировать проигрывать в сюжетно-ролевой игре сцены насилия. В процессе игры и самоидентификации с подобными куклами у детей в дошкольном возрасте могут появиться необоснованные страхи или подавленное состояние, детская депрессия. Рынок производства игрушек стремится обогащаться, путем выпуска новых товаров, игрушек с сомнительной внешностью, не заботясь о том, каковы будут последствия влияния на сознание детей. Родителям необходимо быть бдительными и не покупать сомнительные игрушки, важно соблюдать возрастные ограничения по игрушечной продукции.
Библиографический список:
1. Аммосова М.К. Психологическое заключение по серии кукол «Monster High»,
http://mix14.livejournal.com/330007.html 2013;
2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994;
3. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996;
4. Одинцова Е.В. Влияние Монстр Хай на психику ребёнка,
http://tvoipsyholog.ru/monst-xaj-otrazhenie-pogranichnoj-dushi/, 2014 г.;
5. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М. 2005.