Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Старт в науку  -  Старт в науку - 2013  -  Естественно-научное направление  -  Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду и здоровье населения  - 

 

Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду и здоровье населения

  6
Автор: Вагнер Наталия Александровна
Минусинский педагогический колледж им.А.С.Пушкина
Железная дорога «Курагино-Кызыл» - одобренный Правительством РФ проект. Впервые о необходимости такого строительства заговорили еще в 1970-е годы. Технико-экономическое обоснование строительства железной дороги в Туву было разработано в 1982 году институтом «Сибгипротранс». Но по ряду причин проект не был реализован. Обсуждение возобновилось спустя 15 лет, в 1997 году, и только в последние годы практическая реализация строительства железной дороги стала реальностью. Строительство магистрали планировалась начать в 2009 году.

     Новая транспортная артерия приведет к великим богатствам южной Сибири - Казырской группе железорудных месторождений, Элегестскому месторождению коксующихся углей, Тереховскому железорудному месторождению, меднорудным и золоторудным месторождениям юга Красноярского края.

      В 2012 году начались работы по подготовке к строительству железной дороги  от п. Курагино через п. Подгорный, Бугуртак. Среди жителей  двух поселков был проведен опрос: «Как  Вы относитесь к строительству железной дороги?», и « Что вы знаете о влиянии железной дороги на здоровье человека?»
Большинство жителей    двух  поселков против строительства дороги.Они обеспокоены близким расположением  железнодорожного полотна с домами и огородами.  При прохождении поездов будет сильный шум и вибрация. Мы уже видим нарушение природной среды,  а в дальнейшем может быть и экологическое загрязнение нашей территории.

   Любая железная дорога представляет собой отчужденную у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению поездов с заданными техническими и экологическими показателями. Для экологической системы, для природного ландшафта железная дорога является чужеродным элементом. Это можно увидеть, если пройтись по железнодорожному полотну от станции Курагино или Кошурниково  в любую сторону.

На долю железнодорожного транспорта приходится 80% грузооборота и 40% пассажирооборота  транспорта общего пользования РФ.  Такие объемы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов, и соответственно, выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Однако по абсолютному значению загрязнение на железнодорожном транспорте меньше, чем автомобильное.  Снижение масштабов воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду объясняется следующими причинами:
-  низким удельным расходом топлива на единицу транспортной работы;
- широким применением электрической тяги (в этом случае выбросы загрязняющих веществ от подвижного состава отсутствуют);
- меньшим отчуждением земель под железные дороги по сравнению автодорогами.

    Но, не смотря на перечисленные позитивные моменты, влияние  железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется прежде загрязнением воздушной и водной  среды,земель при строительстве и эксплуатации железных дорог.

    Железнодорожный транспорт является более  экологически чистым, чем автомобильный, но, тем не менее,  вблизи станций происходит существенное загрязнение окружающей среды.  Это происходит в результате выброса вредных веществ, как подвижного состава, так и многочисленных производственных и подсобных   предприятий, обслуживающих перевозочный процесс, что приводит к загрязнению воздуха, воды и почвы. Кроме того, железнодорожный транспорт создаёт шумовое и  тепловое  загрязнение.

             На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий  и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива,   при его сгорании выделяются  различные количества вредных веществ. При  сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных  агрегатах выделяют с дымовыми газами оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.

    Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением в  воздушную среду пыли и газообразных веществ.Путевая техника, тепловозы при сжигании топлива  с выхлопными газами выделяют (оксид серы, углерода, азота, альдегиды).

      Для снижения уровня загрязнения атмосферы выбросами железнодорожных предприятий, прежде всего, ликвидируются источники выброса, используются менее токсичные виды топлива, совершенствуются технологические процессы, строятся различные очистные сооружения.    
    
       Вода употребляется во многих технологических процессах
железнодорожного хозяйства. В целях экономии этого ценного природного ресурса разработаны нормы потребления и отведения воды. После использования на предприятиях вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий, токсичны для окружающей природной среды.

   Производственные  сточные воды образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав и  содержат взвешенные частицы, нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи.

    Для очистки сточных вод от основной массы нефтепродуктов применяются нефтеловушки. Всплывающую нефть собирают поворотными трубами, а твердый осадок удаляют через донный клапан. Для выделения из сточных вод жидких веществ, применяется фильтрование с сетчатыми элементами.

     Наиболее распространёнными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс.Загрязнение территорий приводит к необратимым последствиям  загрязнения окружающей природной среды.

   Основными источниками  шума на железнодорожном транспорте являются движущие поезда, путевые машины, производственное оборудование.
Интенсивное движение поездов вблизи линий жилой застройки, посёлка заметно ухудшает акустический климат населённых пунктов и жилых помещений. Распространённым источником  шума,  является локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1м от выхода патрубка достигает 120 дБ.
Источниками интенсивного шума являются локомотивные, вагонные депо.
Шумы технологического оборудования можно ориентировочно разделить на три категории:
oумеренно шумное с суммарным уровнем звука не более 75дБ;
oшумное 75-100дБ;
oособо шумовое с уровнем более 100дБ.

   Источниками вибрации на железнодорожном транспорте являются такие технологические процессы как укладка бетонных смесей, производство крупнопанельных конструкций. А также движущиеся  поезда, механические колебания, которые они возбуждают. Так при следовании поезда через мост вибрации передаются через его основание, реку и рядом находящиеся объекты.

     Источником шума на локомотиве является система «колесо - рельс», вентиляторы, система охлаждения, компрессор. Самым эффективным средством борьбы является применение глушителей. При распространении шума на территории  поселка  следует предусматривать  специальные градостроительные меры: в зоне, примыкающей к железной дороге следует располагать - гаражи, автостоянки, склады, защитные полосы озеленения, что в нашем случае невозможно так, как дорога пройдет рядом с огородами и домами.

       Одним из возможных решений уменьшения шума от железнодорожного транспорта является устройство протяженных акустических экранов вдоль пути. Однако возникает сомнение относительно эффективности акустических экранов, установленных близко к пути. Обычно акустические экраны эффективны лишь тогда, когда приблизительно их высота превышает длину волны звука, распространяющегося в направлении экрана. Следовательно, можно полагать, что экраны будут эффективны лишь в области верхних частот спектра шума взаимодействия колеса и рельса, да и то лишь в том случае, когда каждый железнодорожный путь огражден акустическими экранами с двух сторон, но реализация соответствующих мер требует затрат.

   Источники ионизирующего излучения
Ионизирующие излучения представляют собой потоки частиц и квантов электромагнитного излучения, прохождение которых через вещество приводит к ионизации и возбуждению его атомов и молекул.
На железнодорожном транспорте источником ионизирующего излучения является перевозки радиоактивных грузов, материалов, например, гранита.
Различают альфа, вета и гамма-излучение.

   Уровень радиации по действующему стандарту считается безопасным, когда человек за год получает до 170мбэр. В результате облучения у человека замедляется рост, снижается сопротивляемость к инфекциям и ослабляется иммунитет организма.

Литература
1. Горелов А.А. Экология. Конспект лекций, 2008, 192с.
2. Калыгин В.Г. Промышленная экология. Курс лекций, 2000, 240с.
3. Николайкин Н.И. Экология. Учебник для вузов, второе издание, 2003, 624с.
4. Тихонов А. И Экология. Курс лекций, 2002, 164с.
5. Чернова Н.И., Былова А.М. Общая экология, 2004, 416с.
6. Химия окружающей среды. Под ред. Бокриса Дж., пер. с англ., 1982, 672с.
Разместил  Vagner-24@bk.ru   08 ноября 2013 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
В новом веке профессия педагога теряет свой престиж и уважение. Рыночная действительность привела к снижению ресурсной поддержки системы образования и защищённости учителя государством, что приводит к...

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации