Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Слово специалиста  -  Молодой специалист третьего тысячелетия  - 

 

Молодой специалист третьего тысячелетия

  4
Автор: Логинова Марина Валентиновна
преподаватель, Минусинский педагогический колледж
Система педагогического образования нашей страны  нуждается в существенной модернизации. Она должна обеспечить подготовку молодого специалиста к решению задач, установленных  Федеральными государственными  образовательными стандартами  общего образования. Это означает не только обновление содержания среднего профессионального образования, но и совершенствование вузовского образования. Сформулируем цели модернизации  педагогического образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов:

- тактическая - оптимизировать подготовку молодых специалистов,  повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы по новым стандартам;

- стратегическая - создать систему непрерывного образования педагогических кадров, способных обеспечить  духовно- нравственное развитие, воспитание и качество  обучающихся в соответствии с  новыми ФГОС общего и профессионального образования.

Введение новых образовательных  стандартов определяет особую роль учительства  в качественном развитии современного образования и социокультурной модернизации страны в целом.

Педагогическое сообщество становится сегодня стратегическим ресурсом.

Принципиальная новизна  образовательных стандартов выводит на первый план проблемы, которые раньше лишь частично входили в сферу школы и учителя. Впервые за 20 лет  в качестве ключевых задач рассматриваются задачи духовно-нравственного воспитания.

Компетентностный подход  нацеливает на формирование  универсальных учебных действий,  которые позволят самостоятельно решать проблемы, организовывать познавательную деятельность. Новое понимание результатов образования  предполагает и новую систему оценивания, это потребует от педагогов овладения дополнительными компетенциями и профессионализмом. Профессионализм педагога - показатель его личностно- деятельной сущности, обусловленный  мерой  реализации  его гражданской ответственности, зрелости профессионального долга.

В педагогической  науке «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, определяющих результативность труда  (слайд), комбинации специальных личных качеств и свойств, единство профессиональной практической готовности к труду.

Отечественные  исследователи профессионализма Сластенин В., Маркова А., Никитин Э. выделяют следующие характеристики  современного преподавателя:

- рефлексивная культура  (умение анализировать основания своей деятельности, способы, содержание, результат и их соответствие поставленной цели);

- методологическая культура (умение моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной педагогической деятельности);

- информационная культура (освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, обработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания потока информации).

Вместе с тем  психофизиологические особенности педагога образуют ряд умений: решать проблемы, адаптируемость, творческая инициатива, аналитическое мышление, дисциплинированность, коммуникабельность и т.д.

- стремление к формированию и развитию креативных качеств,
- способность к системному мышлению.

Вместе с тем  психофизиологические особенности педагога образуют ряд личностно- социальных ( сквозных) компетенций и качеств: стрессоустойчивость, умение решать проблемы, адаптируемость, творческая инициатива, аналитическое мышление, дисциплинированность, коммуникабельность и т.д.

Показателем уровня компетентности должна быть степень полноты  осознанно захватываемого  и реализуемого  им цикла развития  в динамике освоения деятельностных сфер: инициатива, организация, анализ,  синтез, интуиция, мотивация, алгоритм,  усвоение, актуальность, комфортность, продуктивность, самооценка.

Личностное отношение  педагога  к своей профессиональной деятельности формирует   его личностные компетенции. Системная взаимосвязь  

профессиональных, личностно-социальных и ключевых компетенций интегрируется в  компетентность молодого специалиста.  
  
С какими трудностями встречается молодой специалист? Наши материалы круглых столов, многочисленные  обсуждения  позволили выделить целый ряд  таких проблем, например, трудности работы с родителями, которые вызваны в частности, недостаточностью психологических знаний  и социальных навыков работы с взрослыми.

Компетентность педагога - вечная проблема всех систем образования. Для молодого специалиста она всегда стоит намного актуальнее и острее. Что делать, чтобы профессиональный уровень  молодого педагога позволял ему включиться в работу на равных?

Принято выделять несколько  направлений профессионального мастерства:

- углубление научных знаний (научная мысль постоянно развивается  и учитель  независимо от  своего стажа  вынужден осваивать новое содержание обучения), надо мотивировать и стимулировать такую деятельность молодого специалиста;
- повышение психоло-педагогического уровня ( по педагогике и психологии, как и по основам наук молодые учителя имеют разную подготовку. Студенты не всегда осознают  прикладной характер психолого-педагогических знаний, не воспринимают их как руководство к действию. Оказавшись один на один с классом.

Не всегда используют знания, соединяя их с реальной педагогической практикой;
- повышение научно-методического уровня ( педагогическая практика как правило проходит  в идеализированных условиях: студент прикреплен к руководителю практики, или  к учителю высокой категории, который в любой момент поможет, подскажет )

- формирование профессионально значимых  умений и навыков (здесь имеется в виду  те навыки, которые непосредственно влияют  на успех педагогической деятельности, на управление учебно-воспитательным  процессом,  планирование уроков, доступность объяснения учебного материала).

- освоение культуры  педагогического общения ( педагог учитель  и воспитатель в одном лице является образцом для учащихся, поэтому профессия обязывает  его особенно тщательно контролировать свою речь, лексику, интонацию, тактичность своего невербального общения);

- способность работать в коллективе, команде,  (у студентов накапливается такой опыт, например, благодаря групповым исследовательским проектам. Эффективность учебно-воспитательского процесса зависит от  того,  насколько педагог заинтересован  в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личные, участвовать в деятельности профессиональных  организаций;

- освоение корпоративных норм поведения (именно учитель воздействует на внутренний мир ребенка учащихся, он не просто дает знания   - он образец для подражания, источник Психолого-педагогического влияния, уже само поведение является средством воспитания);

- овладение научным стилем речи (речь педагога - инструмент его деятельности, насколько грамотно говорит учитель, настолько грамотно будут говорить ученики, насколько полно педагог владеет научной терминологией изучаемой науки - настолько же ее освоит школьник);

-освоение методики научно-исследовательской деятельности (новые методики и технологии требуют  от учителя умения  находить, анализировать  и обобщать  научную информацию, экспериментально  проверять эффективность нововведений, диагностировать уровень развития ученика, помогать ему в развитии  навыков  научной деятельности, методическая работа  эффективна настолько, насколько педагог владеет рефлексией, способен объективно оценивать свою работу.  
          
Особенности ФГОС  последнего поколения позволяют создать портрет  современного учителя:

-патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

- носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример  образцового поведения в обществе;

-личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная  к непрерывному  совершенствованию  своих знаний и компетенций;

- профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно  использовать в образовательной деятельности;

- педагог, способный  к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами  эффективных коммуникаций в поликультурной среде;

-личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями;

- квалифицированный пользователь икт.

Таким образом, обоснованный путь « выращивания будущего специалиста» на формирование профессиональной компетентности состоит в том, что каждый педагог колледжа:
-определяет  задачи формирования мотивации будущего специалиста, ориентируюсь  на «завтрашний день развития» - самостоятельную профессиональную деятельность;

-выявляет актуальное состояние и характер сформированности мотивации у студентов;

- организовывает виды активной деятельности (учебной, исследовательской, коммуникативной, творческой производственной и т.д.); включает будущего специалиста  в специально созданные педагогические условия, предлагает для выполнения задания, направленные на осознание мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.
Разместил  Thalie   30 сентября 2011 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
В новом веке профессия педагога теряет свой престиж и уважение. Рыночная действительность привела к снижению ресурсной поддержки системы образования и защищённости учителя государством, что приводит к...

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

Все публикации