| Публикации Слово специалиста Молодой специалист третьего тысячелетия
| | Молодой специалист третьего тысячелетия 4 Автор: Логинова Марина Валентиновна преподаватель, Минусинский педагогический колледж |
Система педагогического образования нашей страны нуждается в существенной модернизации. Она должна обеспечить подготовку молодого специалиста к решению задач, установленных Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Это означает не только обновление содержания среднего профессионального образования, но и совершенствование вузовского образования. Сформулируем цели модернизации педагогического образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов:
- тактическая - оптимизировать подготовку молодых специалистов, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы по новым стандартам;
- стратегическая - создать систему непрерывного образования педагогических кадров, способных обеспечить духовно- нравственное развитие, воспитание и качество обучающихся в соответствии с новыми ФГОС общего и профессионального образования.
Введение новых образовательных стандартов определяет особую роль учительства в качественном развитии современного образования и социокультурной модернизации страны в целом.
Педагогическое сообщество становится сегодня стратегическим ресурсом.
Принципиальная новизна образовательных стандартов выводит на первый план проблемы, которые раньше лишь частично входили в сферу школы и учителя. Впервые за 20 лет в качестве ключевых задач рассматриваются задачи духовно-нравственного воспитания.
Компетентностный подход нацеливает на формирование универсальных учебных действий, которые позволят самостоятельно решать проблемы, организовывать познавательную деятельность. Новое понимание результатов образования предполагает и новую систему оценивания, это потребует от педагогов овладения дополнительными компетенциями и профессионализмом. Профессионализм педагога - показатель его личностно- деятельной сущности, обусловленный мерой реализации его гражданской ответственности, зрелости профессионального долга.
В педагогической науке «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, определяющих результативность труда (слайд), комбинации специальных личных качеств и свойств, единство профессиональной практической готовности к труду.
Отечественные исследователи профессионализма Сластенин В., Маркова А., Никитин Э. выделяют следующие характеристики современного преподавателя:
- рефлексивная культура (умение анализировать основания своей деятельности, способы, содержание, результат и их соответствие поставленной цели);
- методологическая культура (умение моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной педагогической деятельности);
- информационная культура (освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, обработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания потока информации).
Вместе с тем психофизиологические особенности педагога образуют ряд умений: решать проблемы, адаптируемость, творческая инициатива, аналитическое мышление, дисциплинированность, коммуникабельность и т.д.
- стремление к формированию и развитию креативных качеств,
- способность к системному мышлению.
Вместе с тем психофизиологические особенности педагога образуют ряд личностно- социальных ( сквозных) компетенций и качеств: стрессоустойчивость, умение решать проблемы, адаптируемость, творческая инициатива, аналитическое мышление, дисциплинированность, коммуникабельность и т.д.
Показателем уровня компетентности должна быть степень полноты осознанно захватываемого и реализуемого им цикла развития в динамике освоения деятельностных сфер: инициатива, организация, анализ, синтез, интуиция, мотивация, алгоритм, усвоение, актуальность, комфортность, продуктивность, самооценка.
Личностное отношение педагога к своей профессиональной деятельности формирует его личностные компетенции. Системная взаимосвязь
профессиональных, личностно-социальных и ключевых компетенций интегрируется в компетентность молодого специалиста.
С какими трудностями встречается молодой специалист? Наши материалы круглых столов, многочисленные обсуждения позволили выделить целый ряд таких проблем, например, трудности работы с родителями, которые вызваны в частности, недостаточностью психологических знаний и социальных навыков работы с взрослыми.
Компетентность педагога - вечная проблема всех систем образования. Для молодого специалиста она всегда стоит намного актуальнее и острее. Что делать, чтобы профессиональный уровень молодого педагога позволял ему включиться в работу на равных?
Принято выделять несколько направлений профессионального мастерства:
- углубление научных знаний (научная мысль постоянно развивается и учитель независимо от своего стажа вынужден осваивать новое содержание обучения), надо мотивировать и стимулировать такую деятельность молодого специалиста;
- повышение психоло-педагогического уровня ( по педагогике и психологии, как и по основам наук молодые учителя имеют разную подготовку. Студенты не всегда осознают прикладной характер психолого-педагогических знаний, не воспринимают их как руководство к действию. Оказавшись один на один с классом.
Не всегда используют знания, соединяя их с реальной педагогической практикой;
- повышение научно-методического уровня ( педагогическая практика как правило проходит в идеализированных условиях: студент прикреплен к руководителю практики, или к учителю высокой категории, который в любой момент поможет, подскажет )
- формирование профессионально значимых умений и навыков (здесь имеется в виду те навыки, которые непосредственно влияют на успех педагогической деятельности, на управление учебно-воспитательным процессом, планирование уроков, доступность объяснения учебного материала).
- освоение культуры педагогического общения ( педагог учитель и воспитатель в одном лице является образцом для учащихся, поэтому профессия обязывает его особенно тщательно контролировать свою речь, лексику, интонацию, тактичность своего невербального общения);
- способность работать в коллективе, команде, (у студентов накапливается такой опыт, например, благодаря групповым исследовательским проектам. Эффективность учебно-воспитательского процесса зависит от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личные, участвовать в деятельности профессиональных организаций;
- освоение корпоративных норм поведения (именно учитель воздействует на внутренний мир ребенка учащихся, он не просто дает знания - он образец для подражания, источник Психолого-педагогического влияния, уже само поведение является средством воспитания);
- овладение научным стилем речи (речь педагога - инструмент его деятельности, насколько грамотно говорит учитель, настолько грамотно будут говорить ученики, насколько полно педагог владеет научной терминологией изучаемой науки - настолько же ее освоит школьник);
-освоение методики научно-исследовательской деятельности (новые методики и технологии требуют от учителя умения находить, анализировать и обобщать научную информацию, экспериментально проверять эффективность нововведений, диагностировать уровень развития ученика, помогать ему в развитии навыков научной деятельности, методическая работа эффективна настолько, насколько педагог владеет рефлексией, способен объективно оценивать свою работу.
Особенности ФГОС последнего поколения позволяют создать портрет современного учителя:
-патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
- носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе;
-личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций;
- профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать в образовательной деятельности;
- педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде;
-личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями;
- квалифицированный пользователь икт.
Таким образом, обоснованный путь « выращивания будущего специалиста» на формирование профессиональной компетентности состоит в том, что каждый педагог колледжа:
-определяет задачи формирования мотивации будущего специалиста, ориентируюсь на «завтрашний день развития» - самостоятельную профессиональную деятельность;
-выявляет актуальное состояние и характер сформированности мотивации у студентов;
- организовывает виды активной деятельности (учебной, исследовательской, коммуникативной, творческой производственной и т.д.); включает будущего специалиста в специально созданные педагогические условия, предлагает для выполнения задания, направленные на осознание мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания. Разместил Thalie 30 сентября 2011 года Комментарии Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться |