Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  I Краевой интернет-конкурс "Творческий учитель - одаренный ученик"  -  Методические материалы по организационно-управленческим аспектам создания системы работы с одаренными и высокомотивированным обучающимися  -  Опыт реализации общепрофессиональной дисциплины «Практикум по работе с одаренными детьми» в Красноярском педагогическом колледже № 1 им. М. Горького  - 

 

Опыт реализации общепрофессиональной дисциплины «Практикум по работе с одаренными детьми» в Красноярском педагогическом колледже № 1 им. М. Горького

  1
Автор: Курзина Елена Викторовна
КГБ ПОУ Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького
Опыт реализации общепрофессиональной дисциплины «Практикум по работе с одаренными детьми» в Красноярском педагогическом колледже № 1 им. М. Горького.
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. В этой связи организация системной работы – одна из главных задач современной школы, которую начинаем проводить уже в начальной школе.
Детская одаренность – сложное явление. Поэтому возникает острая необходимость в научно-обоснованных методах работы с детьми с различными видами одаренности.
Работа с одаренными детьми актуальна для государства и поэтому        1 июня 2012 года издан указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Глава 4 этого документа определяет меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи [3]. Одной из таких мер является - создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется ранним выявлением одаренных детей и работой с ними.
В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года отмечено, что основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей [1].
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического мастерства. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) тоже говорится о необходимости владеть такими трудовыми действиями как: освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, в т.ч. и с одаренными детьми [2]. И еще одно важное умение, которым должны владеть будущие педагоги, это – разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программы развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся [6]. Что и было подтверждено работодателями  на круглом столе «Качество подготовки выпускников: взгляд работодателя» (от 06.04.2017 г.).
Поэтому на основании вышеизложенного в Красноярском педагогическом колледже № 1 им. М. Горького сотрудниками межрайонного ресурсного центра по работе с одаренными детьми центрального территориального округа Красноярского края была разработана дисциплина «Практикум по работе с одаренными детьми», которая реализуется в образовательном процессе с 2017 года (Приложение 1).
При разработке программы была поставлена следующая цель – достижение будущими молодыми специалистами максимального результата в психолого-педагогической поддержке одаренных детей в школе на основе сформированного у них комплекса методов и средств обучения и воспитания.
Были поставлены задачи, которые предстояло выполнить:
1. Подготовка студента – будущего учителя начальных классов к работе с одаренными детьми;
2. Развитие мотивации студентов для работы с одаренными детьми;
3. Познакомить со спецификой психолого-педагогической поддержки одаренных детей.
Результаты обучения направлены на совершенствование и актуализацию необходимых в деятельности педагогических работников следующих компетенций:
Знать:
• Понятия «одаренность» и «одаренные дети»;
• Признаки одаренных детей;
• Виды одаренных детей;
• Особенности и проблемы выявления одаренных детей.
Уметь:
• Выстраивать работу (подбирать формы, методы, технологии) по взаимодействию и поддержке одаренных детей;
• Выстраивать работу по подготовке одаренных детей к олимпиадам;
• Анализировать свою профессиональную деятельность при работе с одаренными детьми.
Владеть:
• Навыками классификации и определения признаков и видов одаренных детей;
• Знаниями и умениями о специфике работы с одаренными детьми;
• Навыками подбора эффективных форм, методов и технологий для подготовки одаренных детей к олимпиадам различного уровня.
Программа данного курса направлена на обеспечение методической поддержки студентов в организации работы с одаренными детьми.
Были выделены для изучения следующие темы и дидактические единицы:
1. Нормативно-правовая база организации работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС.
Дидактические единицы: Указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Федеральный закон «Об образовании». ФГОС. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Региональные нормативно-правовые акты. Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
2. Детская одаренность: признаки, виды, особенности одаренного ребенка.
Дидактические единицы: Одаренность. Виды одаренности. Одаренность в структуре способностей, уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Виды одаренности. Индивидуальные особенности одаренных детей.
3. Диагностика детской одаренности.
Дидактические единицы: Методы и методики диагностики одаренности для педагогов и родителей. Принципы диагностики детской одаренности. Основные варианты организации диагностического обследования.
4. Опыт работы с одаренными детьми в России и за рубежом.
Опыт работы с одаренными детьми в России и за рубежом. Реализация федеральных и региональных программ развития и поддержки одаренных детей.
5. Методы организации обучения одаренных детей.
Дидактические единицы: Принципы педагогической деятельности при работе с одаренными детьми. Методы, технологии работы с одаренными учащимися на уроке.
6. Организация внеурочной работы с одаренными детьми.
Дидактические единицы: Требования ФГОС к организации внеурочной деятельности школьников. Организация научно-исследовательской и проектной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности: мастерская, факультативные занятия, предметные кружки, интеллектуальные марафоны и игры, научно-практические конференции, олимпиады и др.
7. Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми.
Дидактические единицы: Личностные особенности учителя для одаренного ребенка. Три типа учителей по Бенджамину Блуму. Принципы подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Практический компонент готовности учителя к работе с одаренными детьми. Тьютор для одаренного ребенка. Модератор. Фасилитатор. Менторство - как форма работы с одаренными детьми.
8. Педагогические и детские проблемы. Способы решения проблем при организации работы с одаренными детьми.
Дидактические единицы: Классификация проблем одаренных детей. Методы решения проблем одаренных детей: обогащение и ускорение, метод  Джозефа Рензулли и др. Работа с родителями одаренных детей. Способы воздействия семьи на развитие способностей ребенка.
9. Дистанционные технологии в работе с одаренными детьми.
Дидактические единицы: Технология дистанционного образования. Основные направления применения дистанционных технологий в работе с одаренными детьми. Дистанционные технологии в практике работы с интеллектуально одаренными детьми. Основные направления использования дистанционных технологий в обучении одаренных школьников. Разработка проекта (программы) индивидуального сопровождения одаренного ребенка посредством дистанционных технологий.
10.  Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Дидактические единицы: Дифференциация и индивидуализация обучения одаренных детей. Образовательная программа для одаренных детей. Индивидуальные учебные планы. Основные направления, формы и методы, проблемы и перспективы поддержки одаренных детей. Индивидуальный образовательный маршрут. Этапы работы над составлением индивидуального образовательного маршрута. Разработка индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка.
Данный курс раскрывает различные педагогические, психологические, организационные и другие проблемы, с которыми сталкиваются учителя в ходе образовательного процесса, направлен на повышение мотивации учителей в работе с одаренными детьми.
Содержание учебной дисциплины имеет практико-ориентированный характер и построено на основе междисциплинарных связей, с учетом знаний, умений и навыков сформированных, прежде всего, в процессе освоения студентами дисциплин общегуманитарного, социально экономического и общепрофессионального учебных циклов.
Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные [5].
Следовательно, проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества, и самое главное к этой работе должен быть готов будущий учитель. Поэтому в программу включены практико-ориентированные задания:
1. Диагностическая работа, цель которой определить готовность к работе с одаренными детьми [4].
2. Выделение особенностей личности одаренного ребёнка (гармоничный и дисгармоничный тип развития), неравномерность психического развития (работа в группах с кейсами).
3. Подбор методик изучения мотивации, интеллектуальных, творческих способностей, ценностных ориентаций учащихся.
4. Разработка программы диагностики различных видов одарённости младших школьников (с указанием конкретных методик, ответственных, сотрудничество с учителями школы).
5. Подбор педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми (работа в группах).
6. Подбор заданий, направленных на развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, мышление, память, воображение).
7. Разработка внеклассного мероприятия/занятия по внеурочной деятельности для работы с одаренными детьми (класс, предмет – по выбору).
8. Разработка индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка/индивидуальной образовательной программы одаренного ребенка (направление по выбору)/проекта (программы) индивидуального сопровождения одаренного ребенка посредством дистанционных технологий.
Несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Учителю всегда следует помнить об особенностях такого ребенка. От учителя требуются как качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж».  Поэтому в программу включено проведение дискуссий и диспутов по следующим темам:
1. Роль семьи в воспитании детей с признаками природных дарований;
2. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема и др.
Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Сегодня мы много говорим о психолого-педагогических технологиях необходимых для адресной работы с одаренными детьми в условиях школы. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Эти вопросы были рассмотрены при проведении деловой игры «Точка зрения». Студентам было предложено посмотреть на проблему работы с одаренными детьми с разных сторон, побыть в разных ролях и создать модель работы учитывая роли: группа № 1 - администрации школы, группа № 2 – психолога, группа № 3 – родителя, группа № 4 – учителей, группа № 5 – ребенка.
Дисциплина «Практикум по работе с одаренными детьми» является предшествующей педагогической практике и призвана сформировать у студентов умения и навыки по организации работы с одаренными детьми в начальной школе. Современные образовательные стандарты имеют личностно-ориентированный подход. Меняется роль учителя. Требуется комплексная индивидуальная работа с детьми с целью выявления их потребностей, особенностей и потенциала развития. После прохождения «Практикума по работе с одаренными детьми» студенты смогут организовывать взаимодействие всех сторон образовательного процесса (педагогов, психологов, учащихся, родителей), выявлять и сопровождать одарённых детей.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Список литературы:
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ Законы, кодексы, нормативные и судебные акты
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" https://base.garant.ru/70535556/ Портал ГАРАНТ.РУ
3. Указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» https://base.garant.ru/70183566/ Портал ГАРАНТ.РУ
4. Савенков, А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – 440 с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс).– Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/AD671AED-84D4-42AF-B55F-12F6FEEF89CE.
5. Всероссийский портал «Одаренные дети» [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://globaltalents.ru, свободный. (Дата обращения: 29.11.2020 г.).
6. Одаренные дети Красноярья [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://krastalant.ru, свободный. (Дата обращения: 26.11.2020 г.).
Разместил  kurzinaelena   04 декабря 2020 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации