Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  I Краевой интернет-конкурс "Творческий учитель - одаренный ученик"  -  Некоторые аспекты организации учебно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ  - 

 

Некоторые аспекты организации учебно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ

  1
Автор: Сенють Павел Альбинович
Родниковская СОШ
I Краевой интернет-конкурсе «Креативный учитель – одарённый ученик»

Номинация: «Методические материалы по организации выявления и сопровождения одаренных и высокомотивированных школьников с ограниченными возможностями здоровья (рекомендации, программы и т.д.)»

Сенють Павел Альбинович
senpavel@yandex.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родниковская средняя общеобразовательная школа
Шарыповский район

Аннотация: В работе описывается опыт организации учебно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ, даются рекомендации на что педагогу обратить внимание при работе с такими детьми, приводится практическая часть – вопросники, тексты докладов детей на конференции школьников и сопровождавшие их компьютерные презентации.

Название работы: «Некоторые аспекты организации учебно - исследовательской деятельности детей с ОВЗ»

Цель: предъявить педагогическому сообществу опыт работы с детьми с ОВЗ.
Задачи:
1. Обратить внимание на особенности работы с детьми с ОВЗ в контексте организации учебно-исследовательской работы.
2. Показать пошаговую логику организации этой работы.

Ожидаемый результат: появление в других территориях педагогов, заинтересованных в сотрудничестве в данном направлении.


Среди прочих тенденций в современном образовании нельзя замалчивать и увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Эти ограничения характеризуются различными нозологиями, но большинство из них имеют социальную основу.
Поэтому организацию посильной исследовательской деятельности детей с ОВЗ мы считаем одним из факторов их успешной социализации, социальной адаптации.  
В данной статье в рекомендательном залоге представлен опыт инклюзии детей с лёгкой степенью умственной отсталости (ЛУО) в учебно-исследовательскую деятельность учащихся средствами философской теории диалектики и категорий «бытие» и «сознание».
Практическая часть представлена в Приложениях 1,2,3,4,5. Это вопросники по двум исследовательским темам, тексты докладов на учебно-исследовательской конференции и презентация, включающая в себя материалы двух презентаций, иллюстративно сопровождавших доклады. Фамилии детей и списки источников, использованных при подготовке детьми докладов по философии, не приводим, поскольку это за рамками настоящей статьи.
Необходимо сразу оговориться, что без соблюдения некоторых принципов такая педагогическая практика не будет успешной. Прежде всего педагогу надо понимать, что дети с такой нозологией требуют повышенного внимания к своей эмоционально-интеллектуальной сфере. Быстрых положительных результатов здесь не может быть, поэтому прежде всего педагогу необходимо терпение.
Набравшись терпения, создайте условия, чтобы ребёнок чувствовал себя равным остальным детям в педагогическом участии, помощи и требованиях. Создавайте ситуации успеха, пусть маленького, но она, эта ситуация, очень важна для мотивации ребёнка к дальнейшей деятельности. А для этого откажитесь от критических высказываний, уместных в общении с обычными детьми. Наберитесь терпения, и по нескольку раз диалогично проговаривайте основные моменты в исследовательской деятельности. Не забывайте, что ребёнок быстро утомляется, поэтому разнообразьте работу различными вербальными и невербальными способами - поговорите на смежные с исследованием темы, походите с ним в ходе беседы по кабинету от плаката к плакату, от книжной полки к мультиэкрану, от рабочего места к окну и обратно и т.п.
В любой ситуации оставайтесь доброжелательными и понимающими, подводите его к успеху ненавязчиво, чтобы у него сложилось и закрепилось впечатление, что это он сам достиг такого уровня в своих рассуждениях и выводах.
Наш выбор философских законов для организации учебно-исследовательской работы детей с ОВЗ был обусловлен тем, что философия позволяет теоретически абстрагироваться от практики и на посильном уровне порассуждать об окружающих явлениях бытия.
Умение педагога объяснить простыми словами ребёнку с ЛУО сложные научные и жизненные коллизии – основа профессионального успеха.
Мы это сделали пошагово:
1. Были составлены специальные задания – вопросники для ответов детьми на уровне их понимания материала;  
2. Несколько раз (помните о необходимости постоянного повторения!) прочитывали, проговаривали, обсуждали каждый термин.
3. В ходе беседы выяснили, в каких явлениях окружающей действительности ребёнок увидел проявления философского закона;
4. Соединили эти явления (закреплённые в памяти ребёнка многократными «проигрываниями ситуаций») в цельный текст будущего доклада на учебно-исследовательской конференции школьников.
5. Нашли в тексте места, по которым слушатели наверняка задут вопросы и сформулировали в общих чертах ответы на них.
6. Несколько раз «прогнали текст» читая его сначала только педагогу, затем сверстникам, которые задавали вопросы на понимание. Это позволило выяснить, ориентируется ли в тексте доклада и в материалах исследования сам докладчик;
7. Сделали компьютерную презентацию для иллюстрирования текста доклада.
8. Отрепетировали выступление на конференции.
Подчеркнём, что все эти шаги осуществлялись совместно с ребёнком. Ему, по его эмоционально-волевой сфере, необходимо чувствовать постоянную поддержку педагога, ибо такая нозология воздействует на формирование мотивационных, логических, познавательных, волевых процессов в контексте зависимости от внешних факторов.
А миссия педагога в работе, а лучше сказать, общении с такими детьми – быть положительным, поддерживающим фактором развития.

Приложение 1
«Диалектика или всё в мире развивается»
Диалектика – это объяснение, почему всё развивается – человек, общество, природа.
1 Сможешь объяснить, что такое диалектика?_(да/нет)______________________________
Если ДА, то напиши своими словами – что такое диалектика?
__________________________________________________________________
2 Что окружает человека? __________________________________________________________________
3 Какие люди окружают?_____________________________________________
4 Какие отношения?_________________________________________________
5 Какие предметы?__________________________________________________
Противоречие – это любой спор. То есть, люди спорят, огонь и вода спорят – она его зальёт или он её высушит? Волк и заяц спорят – сможет заяц убежать или волк его догонит?.
6 Сможешь объяснить, что такое противоречие?_(да/нет)_________________
7 Если ДА, то напиши своими словами – что такое противоречие?
__________________________________________________________________8 Напиши, что можно увидеть __________________________________________________________________
9 Ощутить рукой (потрогать) __________________________________________________________________
10 Ощутить обонянием (понюхать) __________________________________________________________________
11 Ощутить осязанием (языком) __________________________________________________________________
12 Услышать __________________________________________________________________
13 Развитие – это изменения в лучшую сторону. Как можно увидеть, что человек развился?___________________________________________________
14 Маленький ребёнок сам развивается или ему помогают? _______________ __________________________________________________________________
15 Если  помогают, то кто? ___________________________________________
16 А природа развивается? Животные? Растения? __________________________________________________________________
17 Как будет развиваться ребёнок, если он с детства видит вокруг только проблемы – не хватает еды, воды, негде играть, неудобно спать и так далее?
__________________________________________________________________
18 Что будет думать о жизни ребёнок, если его окружают успешные люди и всё в его детстве хорошо? __________________________________________________________________
19 Может такое быть, что из неблагополучной жизни выйдет сильный, успешный человек с хорошим развитием? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
20 Как условия жизни влияют на культуру человека, на поведение, на развитие? __________________________________________________________________
21 Может ли взрослый человек, который вырос в тяжёлых условиях, изменить свою жизнь? __________________________________________________________________
22 Человек развивается всю жизнь или только в детстве? __________________________________________________________________
23 Хватит ли для развития только мыслей, желаний, идей? __________________________________________________________________
24 А если не хватит, то что этот человек должен сделать? _________________________________________________________________
25 Что ты можешь написать, чтобы доказать, что развитие, то есть изменения в лучшую сторону, есть и у человека и у природы??
__________________________________________________________________

Приложение 2
«Диалектика, или всё в мире развивается»
Введение

Если внимательно посмотреть вокруг нас, то можно увидеть, что всё развивается. Человек развивается от ребёнка до взрослого, и потом до пожилого человека. Связь развивается от проводного телефона до айфона, по которому можно не только поговорить.
Важность этой темы в том, что необходимо показать, что сложные вопросы жизни можно показать просто. Это будет примером для учеников, которые интересуются сложными вопросами, но не знают, как к ним подступиться.
Цель исследования – выявить проявления диалектики в окружающей жизни.
Задачи:
- объяснить смысл диалектики
- выявить проявления диалектики в окружающей нас жизни
Объект исследования – раздел философии «диалектика»
Предмет исследования – проявления развития материального и духовного мира.
Методы исследования – наблюдение, анализ литературных источников, обобщение.
Практическая значимость – материал для использования в преподавании курса «обществознания» в классах коррекции.
1. Диалектика как часть философии
Философия – это наука об общих законах развития. Общих, то есть и для отдельного человека, и для общества, и для природы. Философия изучает человека, всё общество, взаимодействия людей. Этим занимается такая часть философии как диалектика.
Можно сказать, что диалектика – это наука о развитии. Всё в мире развивается по одному и тому же принципу – от простого к сложному. Простое семечко, брошенное в землю, превращается в красивый цветок или в куст помидоров, простой механизм на четырёх колесах через 100 лет развился в множество сложных машин, малыш, не умеющий даже говорить, чрез 40-50 лет развивается в академика. Это и есть диалектика. Она говорит, что в основе развития лежит противоречие, борьба, конфликт.
2. Проявления диалектики в окружающем мире
Например, производители конфет хотят, чтобы люди покупали их продукцию больше, чем у конкурентов, поэтому придумывают новые сорта конфет, новые упаковки. Конфеты становятся лучше, вкуснее, значит – произошло развитие конфетной продукции. Или спортсмены хотят победить в соревнованиях и поэтому придумывают новые способы тренировок, получается развитие спорта. Растение, семечка которого попала в необычные условия, вырастет в изменённом, развитом виде. Если семечка не погибла, значит она развилась в новое растение.
Таким образом, всё в мире развивается, и это можно назвать одним словом – диалектика.
Заключение
Итак, можно сделать вывод: ничего в мире нет неподвижного. Всё со временем развивается. Развитие происходит потому, что проявляются противоречия – старые нормы уже не устраивают и начинается поиск нового, чтобы удовлетворить новые потребности. Так, помидорная рассада на подоконнике вытянется вверх, если солнца будет мало. То есть помидоры вступят в конфликт между маленьким количеством солнца и потребностью расти. Они и будут расти, но уже развиваясь вверх.
Если изучить основы философии и внимательно смотреть вокруг, то можно увидеть проявления диалектики практически на каждом шагу.
Философия – это не трудно.

Приложение 3
«Как живём, так и думаем, или бытие определяет сознание»
Бытие – это сама жизнь, то есть всё то, что происходит в жизни человека и всё, что его окружает.
1 Сможешь объяснить, что такое бытие?______________________________
Напиши своими словами – что такое бытие?
________________________________________________________________
2 Что окружает человека? __________________________________________________________________
3 Какие люди?______________________________________________________
4 Какие отношения?_________________________________________________
5 Какие предметы?__________________________________________________
Сознание – это отражение внешнего мира. То есть, что человек видит, трогает, нюхает, слышит, то в его мозге (сознании) и отражается, как зеркале.
6 Сможешь объяснить, что такое сознание?_____________________________
7 Напиши своими словами – что такое сознание?
________________________________________________________________8 Напиши, что можно увидеть __________________________________________________________________
9 Ощутить рукой (потрогать) __________________________________________________________________
10 Ощутить обонянием (понюхать) __________________________________________________________________
11 Ощутить осязанием (языком) __________________________________________________________________
12 Услышать __________________________________________________________________
13 А кто такой Маугли? __________________________________________________________________
14 Сознание у Маугли и обычного ребёнка одинаковое или разное? __________________________________________________________________
15 Если  разное, то какое у Маугли? __________________________________________________________________
16 А какое сознание у обычного ребёнка? __________________________________________________________________
17 Что будет думать о жизни ребёнок, если он с детства видит вокруг только проблемы – не хватает еды, воды, негде играть, неудобно спать и так далее? __________________________________________________________________
18 Что будет думать о жизни ребёнок, если его окружают успешные люди и всё в его детстве хорошо? __________________________________________________________________
19 Может такое быть, что из неблагополучной жизни (неблагополучного бытия) выйдет сильный, успешный человек с другим сознанием? __________________________________________________________________
20 Как условия жизни влияют на его культуру, на поведение? __________________________________________________________________
21 Может ли взрослый человек, который вырос в тяжёлых условиях, изменить свою жизнь? __________________________________________________________________
22 Что для этого нужно? ____________________________________________________________________23 Хватит ли только мыслей, желаний, идей? ___________________________________________________________________ 24 А если не хватит, то что этот человек должен сделать? ___________________________________________________________________
25 Что ты можешь написать, чтобы доказать, что как человек думает – так он и живёт? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 4
«Как живём, так и думаем, или бытие определяет сознание»

Введение
В жизни людей всё взаимосвязано. Люди зависят друг от друга и от условий жизни, в которых они живут. Если ребёнок живёт в трудных условиях, ему постоянно не хватает игрушек, каких вещей, иногда даже еды, то он и вырастет с пониманием, что жизнь такая трудная. Он так и будет жить – экономить на всём и радоваться тому малому, что у него есть. В наше время люди живут в разных условиях – у кого-то есть очень дорогие машины, и он отдыхает на самых модных курортах, а у кого-то нет денег даже на автобус, и он ходит пешком. Люди живут по-разному, и поэтому по-разному относятся к жизни. Из-за этого случаются конфликты.
Актуальность нашей темы в том, что надо изучить, как разные люди относятся к жизни, чтобы найти общее и посоветовать людям как найти общий язык, чтобы проблем в общении было меньше.
Цель работы – выяснить зависимость мыслей от условий жизни.
Задачи:
- изучить, что такое «бытие» и «сознание»;
- проследить зависимость сознания от бытия;
- найти общее в сознании разных людей.
Объект исследования – жизнедеятельность разных людей.
Предмет исследования – зависимость сознания от условий жизни.
Методы исследования – наблюдение, сравнение, обобщение.

1. Что такое бытие и сознание
Словом «бытие» в философии называют жизненное пространство человека. То есть это всё, что человека окружает от самого рождения и до последних дней. Это и материальный мир – вещи, предметы, продукты питания и духовный мир – мамины колыбельные песни, бабушкины сказки, стихи в школе, музыка и так далее. Одним словом, «бытие» - вся жизнь человека.
Сознание – это такое состояние, которое может быть только у человека. Этим он отличается от животных. Это такая связь человека между тем, что он увидел, и тем, что он почувствовал, подумал, пережил. Сознание – это мысли человека, его планы и мечты. А животные не мечтают и не строят планы, они просто живут по своим инстинктам.
Таким образом, бытие и сознание – это чисто человеческие элементы жизни.
2. Влияние бытия на сознание
Как связаны между собой бытие и сознание можно проследить на примере жизни разных людей. Если ребёнок родился в крестьянской семье, с детства видел тяжёлый труд родителей, помогал им, то он и будет думать, что труд – обязательное условие для успеха. Он вырастет с ценностями своей семьи – труд, взаимопомощь, уважение, забота. Он так и будет относится к жизни, думая, что надо честно работать, помогать другим, заботится о родных. И будет переживать, если увидит другое отношение ко всему этому. То есть его   бытие определит его сознание.
Другой пример – ребёнок по имени Маугли из известной сказки. Он хоть и родился человеком, но вырос среди волков и вёл себя как волк, и даже называл себя «свободным волком из свободного племени». Но когда он вернулся к людям, он осознал себя человеком и дальше уже жил как человек. То есть и его сознание зависело от бытия, то есть – как он жил, так и думал.
Получается, что для того, чтобы изменить мысли и переживания – сознание, надо изменить условия жизни – бытие.
Заключение.
Некоторые философы говорят, что на первом месте стоит сознание. Подумай о том, как ты живешь, и твоя жизнь изменится. Но получается, что голодному надо подумать о еде, и он станет сытым? Нет, ему надо заработать денег, купить продуктов, приготовить еду – то есть изменить всё-таки жизнь, бытие.
Для выводов возьмём в качестве примера лес. В лесу три человека – лесник, военный и турист. Лесник ухаживает за лесом, выращивает новые деревья, военный использует лес для обороны от врага, турист – как место отдыха. У всех лесников похожее сознание, отношение к лесу, у всех военных – похожее, у всех туристов – похожее. Следовательно – как живут люди, так и думают, или бытие определяет сознание.
Несмотря на разное бытие, у всех людей есть общее в сознании. Это общение с другими людьми, которое зависит от общих целей и интересов. Чем больше общих интересов – тем легче найти общий язык. Поэтому мы можем посоветовать людям из разного бытия находить общие интересы, и тогда будет общее сознание, а это путь к уменьшению конфликтов между людьми.
В перспективе нашу работу можно дополнить исследованиями о философских категориях «единичное и особенное» «причина и следствие», «необходимость и случайность» и другими. В целом результаты исследования можно использовать в преподавании курса «обществознание», во внеурочной деятельности.
Разместил  senpavel   27 ноября 2020 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации