Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Слово специалиста  -  Молодой специалист третьего тысячелетия  - 

 

Молодой специалист третьего тысячелетия

  4
Автор: Логинова Марина Валентиновна
преподаватель, Минусинский педагогический колледж
Система педагогического образования нашей страны  нуждается в существенной модернизации. Она должна обеспечить подготовку молодого специалиста к решению задач, установленных  Федеральными государственными  образовательными стандартами  общего образования. Это означает не только обновление содержания среднего профессионального образования, но и совершенствование вузовского образования. Сформулируем цели модернизации  педагогического образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов:

- тактическая - оптимизировать подготовку молодых специалистов,  повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы по новым стандартам;

- стратегическая - создать систему непрерывного образования педагогических кадров, способных обеспечить  духовно- нравственное развитие, воспитание и качество  обучающихся в соответствии с  новыми ФГОС общего и профессионального образования.

Введение новых образовательных  стандартов определяет особую роль учительства  в качественном развитии современного образования и социокультурной модернизации страны в целом.

Педагогическое сообщество становится сегодня стратегическим ресурсом.

Принципиальная новизна  образовательных стандартов выводит на первый план проблемы, которые раньше лишь частично входили в сферу школы и учителя. Впервые за 20 лет  в качестве ключевых задач рассматриваются задачи духовно-нравственного воспитания.

Компетентностный подход  нацеливает на формирование  универсальных учебных действий,  которые позволят самостоятельно решать проблемы, организовывать познавательную деятельность. Новое понимание результатов образования  предполагает и новую систему оценивания, это потребует от педагогов овладения дополнительными компетенциями и профессионализмом. Профессионализм педагога - показатель его личностно- деятельной сущности, обусловленный  мерой  реализации  его гражданской ответственности, зрелости профессионального долга.

В педагогической  науке «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, определяющих результативность труда  (слайд), комбинации специальных личных качеств и свойств, единство профессиональной практической готовности к труду.

Отечественные  исследователи профессионализма Сластенин В., Маркова А., Никитин Э. выделяют следующие характеристики  современного преподавателя:

- рефлексивная культура  (умение анализировать основания своей деятельности, способы, содержание, результат и их соответствие поставленной цели);

- методологическая культура (умение моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной педагогической деятельности);

- информационная культура (освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, обработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания потока информации).

Вместе с тем  психофизиологические особенности педагога образуют ряд умений: решать проблемы, адаптируемость, творческая инициатива, аналитическое мышление, дисциплинированность, коммуникабельность и т.д.

- стремление к формированию и развитию креативных качеств,
- способность к системному мышлению.

Вместе с тем  психофизиологические особенности педагога образуют ряд личностно- социальных ( сквозных) компетенций и качеств: стрессоустойчивость, умение решать проблемы, адаптируемость, творческая инициатива, аналитическое мышление, дисциплинированность, коммуникабельность и т.д.

Показателем уровня компетентности должна быть степень полноты  осознанно захватываемого  и реализуемого  им цикла развития  в динамике освоения деятельностных сфер: инициатива, организация, анализ,  синтез, интуиция, мотивация, алгоритм,  усвоение, актуальность, комфортность, продуктивность, самооценка.

Личностное отношение  педагога  к своей профессиональной деятельности формирует   его личностные компетенции. Системная взаимосвязь  

профессиональных, личностно-социальных и ключевых компетенций интегрируется в  компетентность молодого специалиста.  
  
С какими трудностями встречается молодой специалист? Наши материалы круглых столов, многочисленные  обсуждения  позволили выделить целый ряд  таких проблем, например, трудности работы с родителями, которые вызваны в частности, недостаточностью психологических знаний  и социальных навыков работы с взрослыми.

Компетентность педагога - вечная проблема всех систем образования. Для молодого специалиста она всегда стоит намного актуальнее и острее. Что делать, чтобы профессиональный уровень  молодого педагога позволял ему включиться в работу на равных?

Принято выделять несколько  направлений профессионального мастерства:

- углубление научных знаний (научная мысль постоянно развивается  и учитель  независимо от  своего стажа  вынужден осваивать новое содержание обучения), надо мотивировать и стимулировать такую деятельность молодого специалиста;
- повышение психоло-педагогического уровня ( по педагогике и психологии, как и по основам наук молодые учителя имеют разную подготовку. Студенты не всегда осознают  прикладной характер психолого-педагогических знаний, не воспринимают их как руководство к действию. Оказавшись один на один с классом.

Не всегда используют знания, соединяя их с реальной педагогической практикой;
- повышение научно-методического уровня ( педагогическая практика как правило проходит  в идеализированных условиях: студент прикреплен к руководителю практики, или  к учителю высокой категории, который в любой момент поможет, подскажет )

- формирование профессионально значимых  умений и навыков (здесь имеется в виду  те навыки, которые непосредственно влияют  на успех педагогической деятельности, на управление учебно-воспитательным  процессом,  планирование уроков, доступность объяснения учебного материала).

- освоение культуры  педагогического общения ( педагог учитель  и воспитатель в одном лице является образцом для учащихся, поэтому профессия обязывает  его особенно тщательно контролировать свою речь, лексику, интонацию, тактичность своего невербального общения);

- способность работать в коллективе, команде,  (у студентов накапливается такой опыт, например, благодаря групповым исследовательским проектам. Эффективность учебно-воспитательского процесса зависит от  того,  насколько педагог заинтересован  в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личные, участвовать в деятельности профессиональных  организаций;

- освоение корпоративных норм поведения (именно учитель воздействует на внутренний мир ребенка учащихся, он не просто дает знания   - он образец для подражания, источник Психолого-педагогического влияния, уже само поведение является средством воспитания);

- овладение научным стилем речи (речь педагога - инструмент его деятельности, насколько грамотно говорит учитель, настолько грамотно будут говорить ученики, насколько полно педагог владеет научной терминологией изучаемой науки - настолько же ее освоит школьник);

-освоение методики научно-исследовательской деятельности (новые методики и технологии требуют  от учителя умения  находить, анализировать  и обобщать  научную информацию, экспериментально  проверять эффективность нововведений, диагностировать уровень развития ученика, помогать ему в развитии  навыков  научной деятельности, методическая работа  эффективна настолько, насколько педагог владеет рефлексией, способен объективно оценивать свою работу.  
          
Особенности ФГОС  последнего поколения позволяют создать портрет  современного учителя:

-патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

- носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример  образцового поведения в обществе;

-личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная  к непрерывному  совершенствованию  своих знаний и компетенций;

- профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно  использовать в образовательной деятельности;

- педагог, способный  к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами  эффективных коммуникаций в поликультурной среде;

-личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями;

- квалифицированный пользователь икт.

Таким образом, обоснованный путь « выращивания будущего специалиста» на формирование профессиональной компетентности состоит в том, что каждый педагог колледжа:
-определяет  задачи формирования мотивации будущего специалиста, ориентируюсь  на «завтрашний день развития» - самостоятельную профессиональную деятельность;

-выявляет актуальное состояние и характер сформированности мотивации у студентов;

- организовывает виды активной деятельности (учебной, исследовательской, коммуникативной, творческой производственной и т.д.); включает будущего специалиста  в специально созданные педагогические условия, предлагает для выполнения задания, направленные на осознание мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.
Разместил  Thalie   30 сентября 2011 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
«Трудности часто готовят обычного человека к необычной судьбе».-
Кристофер Маркус

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

Все публикации