Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  I Краевой интернет-конкурс "Творческий учитель - одаренный ученик"  -  Методические материалы по организации проектного обучения одаренных и высокомотивированных школьников в условиях цифрового образования  -  представление опыта "Метод проектов во внеурочной деятельности"  - 

 

представление опыта "Метод проектов во внеурочной деятельности"

  0
Автор: Медведева Галина Александровна
МКОУ Большетелекская ООШ
муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение
Большетелекская основная общеобразовательная школа











ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА
по теме
«Метод проектов во внеурочной деятельности»




Подготовила:
Медведева Г.А
Учитель  истории и обществознания







2020 год

В Законе РФ «Об образовании», ст. 14, говорится «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации…»
       Все школы Российской Федерации перешли на новую образовательную систему (стандарты второго поколения), в которой,  именно системно-деятельностный подход создает основу для получения качественно новых образовательных результатов. Он предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
       Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которуЮ начинают  требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему:     неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
    В настоящее время  все более актуальным в образовательном процессе      становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют
   формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы и умозаключения. Такое обучение связывают с системно-деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из таких методов является метод проектов. Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» [18. с.15], что и является основной задачей современной школы.
     Обойтись без проектирования в современной жизни невозможно. Оно предполагает особые методические приёмы в работе преподавателя, широкое использование диалоговых форм обучения, ролевых и деловых игр, моделирования.
   Проектная деятельность для учеников  – дело очень сложное и требующее особой тщательной подготовки. Но всё же это возможно.
.

Основная цель моей работы : включение школьников в проектную деятельность,  формирование ключевых образовательных компетентностей (коммуникативной, информационной, предметно-деятельностной) через организацию проектной деятельности учащихся
Задачи:
• изучить  ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности, этапов его организации);
• изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);
• обосновать методы и последовательность нововведений проектной деятельности;
• организовать работу с классом по данной теме;
• развивать творческие способности обучающихся;
• воспитывать активность, интерес к проектной деятельности;
формировать опыт сотрудничества; воспитывать коммуникативные качества;
• Разработать рекомендации по применению учебного проекта.
Методы: изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализирование результатов.
Ожидаемый результат: проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, развитию коммуникативной и информационной компетентности у учащихся.
Типология проектов.
Все проекты делятся:
1. По доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, прикладные, информационные, приключенческие, игровые, ролевые
2. По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты, надпредметные проекты.
3. По количеству участников: личностные, парные, групповые
4. По продолжительности  выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
5. По объекту проектирования: морфологические (проектирование вещей), социальные (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов), экзистенциальные (проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы).
В своей работе я использую следующие виды проектов:
1. На уроках: исследовательские, прикладные, творческие (мини-проекты, краткосрочные, групповые и личностные).
2. Во внеурочное время: в основном это долгосрочные или средней продолжительности проекты (групповые, исследовательско-прикладные, монопроекты или межпредметные).
Пять лет назад я начала активно использовать метод проектов, сначала во внеурочной деятельности, а затем и на уроках. Это был трудоемкий процесс, и не всегда давал положительные результаты. Были определенные трудности в вовлечении учащихся в проектную деятельность, особенно связанных с деятельностью мышления, с постановкой проблемы. В начале мы шли  от коллективных проектов к индивидуальным. Учащиеся учились работать в коллективе, затем в группах, парах и индивидуально.
       Первые проекты носили больше информационный характер, основной  целью которых было научиться вычленять и находить необходимую информацию. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого  ребенка, - это возможность общения с родителями, одноклассниками, друзьями и т.д. Поиску и использованию разных источников  информации надо целенаправленно учить школьников. На уроках  поиск информации можно предоставить детям через самостоятельную деятельность, в качестве домашнего задания. Одновременно мы учились задавать волнующие нас вопросы. Затем мы перешли к проблемным вопросам, которые требовали не просто поиска информации, а целое исследование.
Мои учащиеся  выполняли как индивидуальные, так и групповые,  проекты на уроке и во внеурочной деятельности.
Я в школе веду  курс « Основы проектной деятельности» в 7-9 классах. На этих уроках ребята разрабатывают проекты различных типов. Ежегодно у нас в районе проходит краевой инфраструктурный проекта «Территория Красноярский край» в Идринском районе в 2020 году. Так в 2019 году учащиеся  8 класса разработали и представили на конкурс проект «Благоустройство и реализация памятника Носонову Т.Г в селе Большой Телек». Проект выиграли. Были выделены денежные средства на реализацию этого проекта. Ребята совместно с главой администрации Большетелекского сельсовета  отреставрировали памятник. (фото в приложении)
В 2020 году на этот же  конкурс ребята разработали проект «Музейный уголок». Тоже были  выделены денежные средства  на которые мы в школе сделали музейный уголок . В этом году  для участия в конкурсе «Ученик года» учащийся 9 класса разрабатывает  социальный проект «Никто не забыт ничто не забыто» Цель проекта: облагораживание мест захоронения ветеранов ВОВ на кладбище нашего села. Это только несколько примеров наших проектов.
Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело. «Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта»  [13]Таким образом, проектная деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная.
       Анализируя свою деятельность и представленный выше практический опыт разработки проектов я пришла к выводу, что использование метода проектов в процессе воспитания  и обучения учащихся интегрировало школьников в различные среды.  Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.





Библиографический список
1) Закон РФ «Об образовании» Глава II. Статья 14.
2) Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования (с применением ТРИЗ). — Рига, "Эксперимент", 2001, стр. 96.
3) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996 – 544 c.
4) Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач. школа. - 2005.  - № 9. – с.55 - 58
5) Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004, - №2. –с.96.
6) Ковалева Г.С. Первые итоги PISA: Россия — опять тройка. // Директор школы – 2011, - № 2 – с.61 -73.
7) Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
8) Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.  – 112 с.    
9) Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. // Учитель, -  2000 - №1.
10) Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист,  - 2004 -№1, . – с. 42.
11) Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, -  2000 - № 4, — с. 52-55  
12) Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель,  -2000 -  № 1,— с. 41-45
13) Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе – 2000. - № № 2, 3 – с.37- 45
14) Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ под редакцией А.Б.Воронцова; М. – «Просвещение», 2011. – 176 с.
15) Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М. : АРКТИ, 2004. - 76,[3]с.
16) Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
17) Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М.: Академия Управления Проектами, 2004. – с. 1.
18) Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг,1993 – 268 с.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
1) http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/14/
2) http://proektoriya.siteedit.su/page10
3) http://ru.wikipedia.org/wiki






























Приложение 1
ПАМЯТНИК НОСОНОВУ ТИМОФЕЮ ГРИГОРЬЕВИЧУ
Разместил  galina@mail.ru   29 ноября 2020 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации