Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Краеведение  -  Странички истории села Каптырево  - 

 

Странички истории села Каптырево

  1
Автор: Кубайкина Евгения Сергеевна
МПК им. А.С.Пушкина
Появление русского населения на месте села Каптырево относится к первой половине 18 века. На юг нынешней территории Красноярского края русские казаки пришли с севера, из  Красноярска. Они год за годом продвигались по реке Енисей, сооружая на своем пути остроги. Казаки расселялись, основывая укрепленные заимки, которые со временем превращались в населенные пункты. Так казаками в 1709 году был заложен Саянский острог в 120 верстах к югу от Абаканского. По рассказам старожилов на месте села был пустырь. Первыми русскими поселенцами и было заложено село Каптырево в 1732 году. На поселение прибыли трое: Пчелин, Каптырев, Субботин. На лошадях в Сибирь они ехали из центральной России, надеясь найти необжитые места. Место для села им понравилось: рядом река, богатые ягодой и грибами леса, плодородная земля. Вскоре, где они обосновались, выросли дома. Для скота, построили заимку в 18 км от села. Бросили жребий, кому, где жить. Каптырево назвали в честь поселенца Каптырева. Пчелин же имел на острове заимку для скота и покосы, по  фамилии речку назвали Пчелиха. Позднее в 1845 году на месте заимки выросло село, названное по фамилии переселенца Субботина. Место расположения села было выбрано удачно, так как оно стояло на пути из верховий реки Енисей к городам Красноярску и Енисейску. Река служила естественной дорогой, связывающей населенные пункты, расположенные по берегам. Село начало формироваться вдоль реки и ее притока. Удобный рельеф местности, наличие значительного количества плодородных земель, богатая охота, благоприятный климат-все это привлекало людей, и поэтому деревня быстро росла за счет переселенцев, которые ехали с запада в поисках хорошего житья.  Через некоторое время появилась первая улица, которую впоследствии назвали Большой, затем улица Малая. Названия  улицы получили от своей протяженности. В конце 18 века село Каптырево становится волостным центром. Волостная администрация состояла из волостного старшины, волостных заседателей и волостных судей. Однако практически власть находилась в руках старшины и писаря. Каптыревская местная администрация состояла из старосты, сборщика податей и десятских. Староста следил за порядком в селе, контролировал раскладку податей и повинностей, участвовал в распределении общественных земель, сенокосных угодий, объявлял предписания начальства. Основными занятиями  крестьян являлось земледелие и скотоводство. Кроме земельного надела крестьяне имели приусадебные огороды, на которых работали, в основном, женщины и дети. На них выращивали капусту, лук, огурцы, морковь, редьку, свеклу, помидоры, табак. В конце 18 и начале 19 века крестьяне обрабатывали землю плугом с железными зубьями, а позже стали появляться железные плуги. На своих наделах крестьяне сеяли рожь, яровую пшеницу , овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, лен, сажали картофель. Хлеб убирали серпами, а когда он был малорослым и редким, косили косой - литовкой с гребками. Остальные культуры косили косами - литовками. Обмолачивали хлеб при помощи цепа. Хлеб мололи на мельницах, которых в селе была не одна. Средние крестьяне часть своего урожая продавали на базаре, который находился в центре села у церкви.   Скотоводство в крестьянском хозяйстве было главным подспорьем, так как при обширных выпасах, хороших сенокосных угодьях скот выращивали без больших затрат труда. Разводили крупнорогатый скот, лошадей, овец. Коровы были местной породы, давали 2-3 литра молока в сутки, отличались устойчивостью к низким температурам. В зимнее время они содержались в холодных загонах, сбыт молочных продуктов был невелик. Скотоводство обеспечивало крестьян продуктами питания, давало кожу для обуви и сбруи, шерсть и овечью шкуру для одежды. Зажиточные крестьяне и часть середняков имели табуны  крупнорогатого скота, лошадей, овец и продавали часть поголовья скупщикам, получая от этого выручку. В селе отдельные крестьяне занимались кустарными промыслами: гнали смолу, деготь, выжигали древесный уголь, делали телеги, сани, колеса, гнули дуги. Делали бондарные изделия: кадки, бочки, деревянную посуду. Женщины занимались рукоделием. Изделия продавали на базарах и ярмарках, которые проводились во многих больших деревнях. Отдельные крестьяне занимались выделкой кожи, шили обувь. Из шерсти катали валенки. В зимний период крестьяне занимались охотой. Промышляли в одиночку, семьями и артелями, косуль, оленя, медведя, зайца, белку, соболя, выдру, лисицу.  Енисей с его притоками, малые реки, озера в окрестностях  Каптырево давали возможность крестьянам заниматься рыбной ловлей. В реке  водилась стерлядь, таймень, ленок, щука, налим, окунь, хариус. Село разрасталось, у зажиточных крестьян стали появляться заимки с полями, покосами, избами, куда на зиму работники перегоняли скот.  Почти все дети втягивались в нелегкую повседневную  работу. Мальчики шести лет возили на лошадях копны, в восемь лет им доверяли боронить, с 10-11 лет они брали в руки косы, а с 16 лет пахали и вставали с вилами под зарод. Кроме этого подростки чистили скотные дворы, ухаживали за лошадьми, пасли скот, пилили, кололи и складывали в поленницы дрова. Взрослые привлекали их к охоте, рыбной ловле, к столярному, плотницкому, кузнечному делу. Девочки под руководством бабушек и матерей осваивали свою «науку»: пололи и поливали огороды, пряли, шили, стирали, нянчили своих младших братьев и сестер, занимались кухонными делами. Долгое время единственным культурным центром    села была церковь, с которой от рождения до смерти неразрывно была связана жизнь сибирских крестьян. В 1862 г. в Каптырево был построен деревянный Пророко-Ильинский храм, и деревня получила статус села. Через несколько лет была образована Каптыревская волость. Каменная церковь была построена на пожертвования и именовалась храмом Святого Ильи Пророка. В раствор добавляли яйца, которые собирали всем селом на богоугодное дело. Звон колоколов нового храма, по воспоминаниям старожилов, был слышен в Субботино, Средней Шуше, Идже. Сам храм находился в центре села и являлся его украшением.   До 1860-х годов  в селе Каптырево школы не было. Желающие познать грамоту обучались на дому. Учителями были солдаты, политические ссыльные, церковные служители. В конце 1866 г. в Каптырево было открыто народное одноклассное училище.       Подводя итог своей работы, я могу сделать следующие выводы о том, что всякий человек должен знать историю родного края. Это утверждение, которое редко кто решится оспорить. Тем более, что давно известна не пустая фраза- без истории нет будущего.
Разместил  s581960   24 марта 2020 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации