Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Краеведение  -  Странички истории Каптыревской школы  - 

 

Странички истории Каптыревской школы

  1
Автор: Булатова Марина
МПК им. А.С.Пушкина
У каждого человека в жизни своя, неповторимая дорога, но теплые воспоминания о школе, в которой  учился,  и благодарность учителям, которые познакомили с азами наук и научили быть человеком и  гражданином, всегда  согревают душу.      До 1860-х годов  в селе Каптырево школы не было. Желающие познать грамоту обучались на дому. Учителями были солдаты, политические ссыльные, церковные служители. Во второй половине XIX века в Российской империи был проведен ряд либеральных  реформ, в том числе и в области просвещения. В 60-х годах была проведена школьная реформа.  В конце 1866 г. в Каптырево было открыто народное одноклассное училище. Специального здания это училище  не имело, занятия проводились в частных домах.       Первым учителем был поселенец Павел Дементьевич Лаптев 23 лет. Его жалование от сельского общества составляло 8 рублей в месяц, 96 рублей в год. Первых учеников было 7 человек – все дети крестьян в возрасте от 7 до 11 лет. На 1 января 1868 г. в Каптырево уже числилось 25 учеников, в том числе 6 девиц, по сословию они были в основном дети крестьян. Школа находилась в бедственном положении: на ее содержание отпускалось 250 руб. в год, но Шушенский волостной сход хотел сократить наполовину и эту незначительную сумму.  В 1871 году учителем работал «крестьянин из выдворяемых из Томской губернии» Иван Николаевич Преображенский, получивший образование в Костромской  духовной семинарии. С 1873 года учительствовал Петр Дмитриевич Крыловский, закончивший Томское  уездное училище. Школа имела свое здание, но оно было  ветхим  и неудобным  для обучения детей. В конце 1880-х годов царское правительство стало упорно насаждать церковно-приходские школы. Они были предназначены для первоначального обучения детей церковной  и светской грамоте. Государство отпускало  Святейшему Синоду огромные средства на развитие сети этих школ. В 1889 г. в Каптырево появилась церковно-приходская школа вместо народного училища.  Школа содержалась за счет средств Каптыревского прихода, Ильинской церкви и выделенных Синодом средств. Вносили плату за обучение и родители учеников - по 50 копеек за каждого ученика.     Главным учебным предметом являлся  Закон Божий. Занятия в школе начинались с утренних молитв, а вечером дети обязаны были читать дома с родителями. На уроках изучались Ветхий и Новый Заветы. Детей также обучали грамоте, чтению, счету и четырем арифметическим действиям. В отчете по Каптыревской церковно-приходской школе указано, что приход составлял более 3,5 тыс. человек, детей школьного возраста было 550, а школу посещало всего 39 учащихся.  К чести царского правительства государственные расходы на народное образование в первое десятилетие XX века выросли в 5 раз. Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковно-приходское образование. Вместо церковно-приходской школы в Каптырево в 1906 г. открылось двухклассное училище Министерства просвещения. В нем было уже 5 отделений, его перевели в деревянное здание – дом купца Миронова.  В 1912-1913 году. по инициативе учителя В.Катанова   выстроили новое двухэтажное кирпичное здание. С начала 1913 учебного  года дети обучались уже в новом здании, которое сохранилось до сих пор.  
С 1917 года с установлением Советской власти в стране произошли изменения в системе школьного образования. В введение Народного Комиссариата Просвещения перешли все школы, в том числе и частные. Пролетарское государство отменило плату за обучение.  В 1918 году  в  селе Каптырево открылась четырехклассная школа первой ступени. Классы тогда назывались группами.  В 1931-1932 учебном году открылась Школа рабочей молодежи (ШРМ).   В 1934 году школа стала семилетней, называлась неполной средней школой. В ней обучалось 12 классов, работало  уже 17 учителей. Особенно хочется остановиться на деятельности школьных учителей и учащихся в трудные годы Великой Отечественной войны. Проводив на войну своих отцов, братьев, сыновей, на селе остались одни старики, женщины и дети. Нужно было не только выжить, но и помогать фронту, тем, кто защищал Родину от врага. У многих детей погибли в боях отцы. Но все продолжали учиться  в школе: вместо чернил использовали сажу – разводили водой или молоком в бутылочках, потом разливали в чернильницы-непроливайки и ставили по одной на каждую парту. Тетрадей не было. Учителя брали большие листы газетной бумаги, вырезали из них  листы нужного формата и линовали в клетку и линейку, затем  сшивали  «тетради» для каждого ученика. А иногда писали на старых книгах между строчек. Не хватало и учебников.  Наполняемость классов по норме – 40 человек, в действительности детей было 45 и более. Здание школы не вмещало всех, обучение было  организовано в две смены. Тяжелое,  лихое было время,  но самым страшными событиями   были   похоронки, которые  получали и дети, и учителя. Как могли, поддерживали заботой и вниманием тех, кто получал страшную весть. В 1944 году в селе был организован единственный в районе детский дом. Он располагался в доме, построенном в конце XIX века ссыльным польским повстанцем Осипом Александровичем Брушевским.  Многие дети прибыли в детдом раздетыми, без обуви. Помещение детдома в октябре ещё не было подготовлено к зиме – не хватало дров. В начале 1945 г. в детском доме было решено организовать учебно-производственные мастерские для обучения сирот швейному и сапожному делу. К производственному обучению планировалось привлечь всех воспитанников  детдома от 10 лет и старше. Было решено выделить детдому посадочные семена, 3 лошади, 8  коров. В 1945 г. на площади в 1 гектар колхозники должны были помочь заложить фруктовый сад.  К сожалению, об истории детдома в годы войны известно очень мало. Созданный за полгода до ее окончания, он не оставил после себя многочисленных документов, раскрывающих его деятельность с октября  1944 годы по май 1945 годы.  Отгремели последние залпы войны. Все жители страны радовались долгожданной победе. Все дружно взялись  за восстановление мирной жизни страны.  Налаживалась и послевоенная жизнь нашей школы.  Уже к 1947 году появились в достаточном количестве тетради, перьевые ручки, карандаши. Значительно прибавилось книг, учебников. Недостаточно еще было таблиц, карт, дидактических материалов; не было и прописей для младших школьников – учителя писали образцы заданий для каждого ученика. Учителя и школьники принимали активное участие в художественной самодеятельности:  выступали с концертами, постановками пьес не только перед жителями родного села, но и ездили по другим селам.   В декабре 1964 года было открыто здание начальной школы, но было все-таки тесновато.  Все учителя и ученики с нетерпением ожидали открытия нового здания школы, строившейся на средства совхоза имени 50 лет ВЛКСМ. Этот долгожданный  день наступил 11 декабря 1971 года. Все учащиеся были построены на торжественную линейку, где присутствовали представители администрации района и совхоза, ветераны школы. Всем нравилось новое, современное трехэтажное здание школы из красного кирпича. Директором школы был назначен Анатолий Андреевич Пантюшкин, в школе работали уже 30 учителей и воспитателей, обучались до 300 учащихся. В 1979-1980 учебном году – 328 учеников. В эти годы создается школьный историко-краеведческий музей, где ведется активная поисковая и исследовательская работа школьников под руководством учителей. Во внеурочное время ребята занимались в спортивных секциях,  различных кружках по интересам. Для детей из близлежащих сел было построено здание интерната на 120 мест. Все вместе – и учителя и школьники взялись за благоустройство и озеленение территории школы и интерната:   высаживали саженцы деревьев и кустарников, делали цветочные клумбы. В 1994 г. Каптыревская школа стала структурным подразделением комплекса «Родники», куда входили Ново-Покровская начальная школа, Каптыревская  детская школа искусств, Лаборатория ремесел, детский сад «Сказка», центр здоровья «Родничок», туристический клуб «Саяны». В  2007 году школа стала победителем в конкурсе школ края в рамках Национального проекта «Образование» и получила 1 000 000 рублей на развитие, является призером   конкурса «100 лучших школ Сибири».
                  
При подготовке статьи использованы материалы архива Каптыревской СОШ
Разместил  s581960   29 января 2018 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации