Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Научно-практическая конференция  -  XVI региональная студенческая научно – практическая конференция «Студенческая наука - территория исследования» 2017 год  -  Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах в дошкольной образовательной организации  - 

 

Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах в дошкольной образовательной организации

  3
Автор: Чайкина Кристина Арсеньевна
Норильский педагогический колледж
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Чайкина Кристина Арсеньевна
КГБПОУ «Норильский педагогический колледж»
студентка II курса Дошкольного отделения
Научный руководитель:
Спивак Лариса Николаевна
Преподаватель 1КК
Ключевые слова: развивающая предметная среда, образовательная среда, возрастные группы, требования, компоненты.
Речь в моей статье пойдет об особенностях организации развивающей среды в разных возрастных группах дошкольной образовательной организации.
В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению таких ученых как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Доктор психологических наук В.А. Ясвин говорит, что среда человека охватывает комплекс природных  и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей. Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие.
Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук Светланы Леонидовны Новоселовой: «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка», следовательно, предметно-пространственная среда – это составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Важнейшие требования к РППС заключаются в том, что она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся, потому как «застывшая» предметная среда не может выполнять своей развивающей функцией в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. Вместе с тем определенная устойчивость и постоянство среды – это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования.    
В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
-    охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного эта-па, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей.
При организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Для детей младшего дошкольного возраста важным является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении, то есть необходимо предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающим к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день. В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Развивающая среда должна выступать как динамическое пространство, подвижное и легко изменяемое. Очень важно учитывать особенности развития всех видов детской деятельности. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого.
          
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова О., Предметно–пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности. – М.:Просвещение,1995.
2. Петровский В.А., Кларина Л.Н., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П.. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003.
           3. Новоселова С.Л.  Разевающая и предметная среда. Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов в развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М., 1995.
4. Ясвин В.А.  Образовательная среда: от моделирования к проектированию. –  М.: Смысл, 2001.
5. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3–е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – синтез, 2015.
Разместил  Психологиня   24 апреля 2017 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

zaqwsxcderfv
26 апреля 2017 17:31
профиль zaqwsxcderfv (Студент)
Я студентка специальности преподавание в начальных классах. На занятиях мы изучали как организовывать развивающую среду в кабинетах начальных классов, как она должна располагаться. Автор статьи описал как организовать развивающую среду и то какой она должна быть, но у меня возник вопрос: "Как разбивают на сектора развивающую среду в дошкольном учреждение?"
Nastja_O
25 апреля 2017 06:08
профиль Nastja_O (Студент)
Полностью согласна с автором в том, что предметно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Ведь от этого зависит дальнейшее развитие ребенка.

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации