Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
 
Логин
 
Пароль
 
 
 
 

Публикации

  Публикации  -  Одарённые дети  -  Одаренный ребенок и проблемы семейного воспитания  - 

 

Одаренный ребенок и проблемы семейного воспитания

  6
Автор: Кучинская Тамара Фёдоровна
преподаватель, Минусинский педагогический колледж
Более трехсот лет назад французский философ и ученый Рене Декарт говорил: «Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг». О даре человека, творчестве, уникальных способностях написано много в философии, психологии, генетике, психологии, педагогике. Проблема соотнесения творческой жилки («Божьего дара») и  работы мозга как такового остается загадкой до нашего времени. Многие знаменитые люди, гении, говорят о творчестве как об освобождении (Гете, Бетховен), а удивительной судьбы  Хемингуэю принадлежит имеющая глубокий смысл фраза: «От многого я уже освободился - написал про это».

Может быть и наши дети, овладев тем, чего не умели, требуют продвижения, а школа не создает таких условий для них.
Тип развития личности рассматривается психологической наукой как способ появления новообразований в личности. Исследования особенности одаренного ребенка показало, что в качестве определяющей характеристики описывают у него опережающий тип психического развития  в противовес другому, запаздывающему (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, К. Тэкэкс). Где кроется одаренность, какие истоки она имеет, данные вопросы часто интересуют родителей и учителей. Существует множество концепций одаренности, особым направлением исследований выделяются генетические концепции одаренности. Они рассматривают талант в контексте длительного процесса развития личности.  Д. Уолтерс и Х Гарднер описывают феномен «кристаллизации опыта», в результате взаимодействия с внешним миром происходит такая перестройка индивидуального познавательного опыта, которая приводит к появлению оригинальных творческих продуктов, произведений собственного стиля.

Проявление и развитие одаренности может происходить в нескольких направлениях: когнитивное развитие (Ж. Пиаже), развитие в доминирующей сфере  (индивидуальный стиль), продвижение в области социальных структур (карьера профессиональная). Развитие одаренности в аспекте возраста описываются в социально-психологической концепции развития личности А.В. Петровского. Соотнесение понятий, касающихся одаренности , не находит единства.
«Философский словарь» определяет творчество как создание «качественно новых материальных и духовных ценностей».
В толковом словаре С. И. Ожегова «Одаренный» определяется как талантливый. Талантливый же определяется как обладающий талантом, «Талант» в свою очередь - как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а «способность» - природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающиеся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта. Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

Группа американских исследователей Дж. Гилфорд, Г. Гарднер, Р. Стернберг, Дж. Рензулли, С. Марленд и др., работающие над созданием теоретических концепций одаренности, в том числе и над поиском наиболее полного и точного определения феномена "одаренность", не пришла к единому выводу по вопросу характеристики данных понятий и их сущности.

К.К.Платонов  утверждал, что одаренность - это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития ребенка.

Одаренный ребенок в семье - это особый разговор, особое воспитание, особые проявления, особая позиция родителей, о чем родители порой не знают. Далеко не все одаренные дети поражают своих родителей с раннего детства. Описывая характеристики одаренных детей, Л.Л. Шевченко, выделяет три взаимосвязанных параметра: опережающее развитие познания, психологическое развитие, физические данные.

В области познания одаренным детям характерно умение прослеживать причинно-следственные связи и делать аналитические выводы. Такие дети способны заниматься несколькими делами сразу, строить альтернативные модели, перескакивать интуитивно через этапы познания. Они в плане внутреннем постоянно ставят вопрос «А что, если?», готовы ответить на него, выстроить предположение с доказательством. Обладая блестящей памятью, они любят классифицировать, коллекционировать, систематизировать. Отличаются такие дети умением ставить вопросы и самостоятельно находить ответы. Любовь к чтению словарей, энциклопедий, другой познавательной литературы отличает одаренных детей от других.

В плане психосоциальных аспектов одаренных детей отличает чувство справедливости. Системы личностных ценностей очень широки, они близко к сердцу воспринимают несправедливость, требовательны к себе и окружению. Обладая ярким воображением, они с трудом разводят реальность и фантазию. Одаренные дети в любом возрасте отличаются эмоциональной порывистостью и нетерпеливостью.

С точки зрения физического развития одаренных детей отличает более высокий энергетический уровень, спят они обычно меньше других. Однако моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей, поэтому такие дети кажутся неуклюжими.

Родителям следует быть внимательными к проявлению своих детей, при наличии таких качеств следует обратиться к  квалифицированным специалистам. Замечая способности детей, родители должны помнить и о проблемах одаренных, коими являются: неприязнь к школе, изоляция в играх, неконформизм, погружение в философские проблемы, несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием; стремление к совершенству (перфекционизм), ощущение неудовлетворенности, нереалистические цели,  сверхчувствительность, нетерпимость, монополизация внимания учителей.

Изучая опыт семейного воспитания одаренного ребенка, Девид Льюис составил список утверждений. Высказывая данные утверждения, родители могут стимулировать развитие одаренного ребенка.

1. Я отвечаю на все вопросы ребенка, насколько возможно терпеливо и честно.
2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не окончена.
5. Я предоставил ребенку  комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
6. Я показываю ребенку, что он любим  всегда, а не только за его достижения.
7. Я поручаю ребенку посильные работы.
8. Я помогаю  ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных культурных и общественных слоев
12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу за тем, чтобы ребенок ему следовал.
13. Я никогда не говорю, что он хуже других детей.
14. Я никогда не наказываю ребенка унижением .
15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для любимых занятий.
16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
17. Я регулярно читаю ребенку.
18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
21. Я нахожу время каждый день, чтобы побывать с ребенком наедине.
22. Я позволяю принимать участие ребенку в планировании семейных дел и путешествий.
23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
24. Я хвалю ребенка за выученные стихи и песни.
25. Я учу ребенка свободно общаться с людьми разного возраста
26. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку побольше узнать.
27. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
28. Я позволяю ребенку находить проблемы, а потом их решать.
29. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
30. Я не хвалю его беспредметно т неискренне.
31. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
33. Я помогаю ребенку быть личностью.
34. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания программы.
35. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
36. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».
37. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
38. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
39. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую ребенок взялся, он выполнил самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате.

Если родители согласны с 20% из вопросов, то над остальными можно еще подумать. Однако если их устраивает 90%, то рекомендуется несколько сдержать свой пыл и предоставить ребенку большую свободу. Смысл данного опроса в том, что родители должны видеть разницу между  стимулированием развития и парниковым выращиванием.

Воспитывать и обучать одаренного ребенка это не только награда для родителей, это тяжелый труд, труд души, тела, разума, чувства, действия. Иногда родители возлагают большие надежды на ребенка, стараются этим заполнить несбывшиеся когда-то мечты собственной личности. Они планируют жизнь ребенка на несколько десятков лет вперед. Ребенок приучается к мысли о собственной исключительности. Он становится притязательным, нетерпимым  к окружению, независимым, заносчивым. Родители должны помнить, что воспитание одаренного ребенка идет тем же путем, что и обычного. С раннего возраста необходимо развивать комплекс общечеловеческих качеств, в противном случае возникает «звездная» болезнь. Следует родителям обращаться  по проблеме образования одаренных детей к литературным источникам, специалистам, занимать охранительную позицию  в отношении одаренного ребенка, ибо в силу неординарности поведения он представляет неудобство для стандартизированного общества сверстников, учителей, школы в целом.
Разместил  Лектор   07 июня 2011 года

Комментарии

 Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Новые публикации

 
Соломон Лазаревич Чудновский с конца 1881 года   начинает работу над описанием Енисейской губернии на конкурс Красноярской Городской Думы, посвященный трехсотлетию Сибири. В начале 1883 года за свой труд...

 
В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его...

 
А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Григорий Поженян

Все публикации